Поэтому студийный монитор должен обеспечивать максимальную точность воспроизведения звука. Создание мониторов серии SM стало возможным благодаря целому ряду технологических достижений компании Focal. НЧ/СЧ вуферы студийных мониторов изготавливаются по технологии W-конусов, которую компания Focal отшлифовывала долгие годы. Такой излучатель представляет собой своеобразный многослойный бутерброд. Его основу составляет тонкая, как паутина, ткань, изготовленная из сверхдлинных стеклянных волокон. Она укладывается в несколько слоев, причем каждый слой имеет собственную ориентацию волокон. Таким образом, если говорить о полученном массиве в целом, волокна уже не имеют какой-либо определенной направленности, а распределены равномерно. Промежутки между слоями ткани заполняются специальным вспениваемым композитом. Полученная масса формуется прессом в W-образный профиль и выпекается в специальной печи, как пирожки. Формование и обжиг изделий проводится вручную, под постоянным контролем опытного мастера. После окончания спекания получается готовый диффузор с уникальными физическими свойствами.
Непривычным является то, что он имеет значительную толщину, около 5 мм. При этом удельный вес полученного композита столь мал, что, даже взяв в руку целую стопку готовых конусов, вы их просто не почувствуете. Если потрогать, то вот она, твердая на ощупь масса серого цвета. Но она совсем ничего не весит. В этом и заключается особенность композита. Это очень жесткий и невероятно легкий материал, не имеющий собственных резонансных частот.
Многие классические диафрагмы низкочастотных излучателей имеют небольшую толщину, поэтому при особенно сильной раскачке они все же подвергаются некоторому деформированию в виде неравномерных прогибов, что ведет к порождению многомодовых колебаний. Конический диффузор, сделанный по W-технологии, что называется, не просто жесткий, а очень жесткий. Большинству материалов для достижения близких механических свойств понадобилась бы целая система ребер жесткости. В нашем же случае, учитывая значительную толщину, диффузор в принципе лишен возможности деформироваться. При раскачке с любой амплитудой W-конус перемещается, как поршень, формируя плоскую волну. А для проработки басов необходим именно поршневой характер колебаний низкочастотных динамиков. Высокочастотные драйверы для студийных мониторов изготавливаются по технологии перевернутого купола. Преимущества данной технологии рассматривались в предыдущей статье. Но в отличие от серии CMS, использующей для изготовления диффузоров сплав алюминия и магния, вся линейка SM использует ВЧ драйверы из чистого бериллия. Почему именно бериллия? Вспомним три противоборствующих параметра, влияющих на качество громкоговорителей: легкость, жесткость и демпфирование (глушение резонансных колебаний). Уникальность бериллия заключается именно в том, что он от природы наделен совокупностью характеристик, не встречающейся в иных материалах. Это одновременно очень легкий и твердый металл. Он имеет малый удельный вес, что в совокупности с особенностями кристаллической решетки позволяет формировать из него изделия, лишенные собственных резонансных частот. У таких свойств металла есть и оборотная сторона, а именно – чрезвычайная сложность производства. Для изготовления высокочастотных твитеров используется фольга из чистого бериллия, и производственный процесс, от первичной очистки металла до вытяжки и высокотемпературной штамповки готовых изделий, проходит множествоэтапов. Но зато полученные изделия обладают замечательным набором характеристик. Например, жесткость бериллия примерно в семь раз превосходит жесткость титана, соответственно, он является лучшим проводником звуковых волн. Используя особенности чистого бериллия, инженеры Focal сумели сконструировать излучатель, работающий в диапазоне частот от 1 кГц до 40 кГц и имеющий практически линейную частотную характеристику (неравномерность не более ±1 дБ по всему диапазону).
Единственный недостаток бериллиевых твитеров заключается в их механической непрочности. Нет, «кричать» в штатном режиме они могут сколько угодно, с ними ничего не случится. Но если вы из любопытства захотите потрогать купол пальчиком, то запросто можете повредить поверхность. То есть, просто проткнуть. А поскольку механической защиты от такого любопытства не предусмотрено (решетки всегда создают дифракционные искажения, что в студийном контроле неприемлемо), то за руками придется следить. Но во всем есть светлая сторона. Испорченный твитер несложно заменить новым. Технология производства неукоснительно соблюдается из года в год, поэтому, заменив динамик даже на мониторе трехлетней давности, вы сразу же, без дополнительных тестов и настроек, получаете тот же самый монитор, с теми же паспортными характеристиками. Процедура, конечно, не самая дешевая, но в любом случае не столь затратная, как покупка нового монитора.
А теперь – внимание! Как известно, для объединения низкочастотного и высокочастотного излучателя в один акустический кабинет, необходимо, прежде всего, согласовать их частотные диапазоны. В студийных мониторах обычно используются активные кроссоверы, которые раздают звуковые потоки на раздельные усилители, нагруженные каждый на свой собственный громкоговоритель. В зависимости от конструкции излучателей, частота раздела в большинстве двухполосных систем варьируется в среднем от 2,3 до 3,2 кГц. Например, ленточные ВЧ излучатели, имеющие в целом великолепную линейность на высоких частотах, по чисто физическим причинам начинают уверенно работать, только начиная от 2,5-3 кГц, и вплоть до ультра звука. Соответственно, более низкие частоты в таких системах приходится воспроизводить другим излучателем с другими свойствами. Частота раздела кроссовера сама по себе может дать некоторое представление о мониторе. Здесь заканчивает работать один громкоговоритель, и начинает другой, а значит, ровность воспроизведения на этом участке может пострадать. И тем сильнее, чем круче характеристики фильтров. Самое же главное заключается в том, что чувствительность человеческого слуха по чисто физиологическим причинам наиболее выражена в диапазоне частот приблизительно от 2,5 до 3,5 кГц (хотя в целом «естественный» для слуха диапазон находится в области примерно 0,8-6 кГц). Соответственно, если кроссовер работает внутри этого узкого диапазона (что имеет место в большом количестве акустических систем), то возможные неровности будут наиболее заметными для слуха. Бериллиевые твитеры мониторов серии Focal SM, как уже говорилось выше, обеспечивают линейную характеристику, начиная с частоты 1 кГц. На эту частоту раздела и настроены кроссоверы. Таким образом, из диапазона частот 40 Гц – 40 кГц (для монитора Solo6) на долю твитера приходится участок от 1 кГц до 40 кГц. Этот динамик обслуживает зону наибольшей чувствительности слуха, обеспечивая ровное воспроизведение звука в самом опасном диапазоне. В оставшемся узком диапазоне (40-1000 Гц) работает НЧ/СЧ вуфер. Для него это тоже удобно, поскольку не требуется одновременно глубоко прокачивать бас и достоверно воспроизводить среднечастотные звуки, что само по себе довольно сложно.
Следующая интересная особенность, применяемая в мониторах серии SM, это НЧ/СЧ усилители, работающие по фирменной технологии BASH. В сущности, это усилители, работающие в режиме AB, с соответствующим качеством звучания, но, в отличие от обычной схемы, использующие динамически изменяемое напряжение питания. Типовому усилителю требуется для работы стабильное электропитание, и его выходные каскады постоянно находятся под напряжением, даже в отсутствие входного сигнала. В холостом режиме они излучают много тепла, и поэтому требуют установки надежных радиаторов охлаждения. Усилитель, собранный по технологии BASH, использует питающее напряжение только при наличии входного сигнала. В его отсутствие, напряжение автоматически снижается почти донуля, вновь мгновенно поднимаясь до рабочего значения при поступлении на вход нового сигнала. Это позволяет, во-первых, избежать перегрева оконечных каскадов усиления, а во-вторых, уменьшить физические размеры усилителя при сохранении (и даже увеличении) его выходной мощности. В итоге получается усилитель с высоким КПД и отличными характеристиками. Линейка студийных мониторов, выпускаемых под маркой Focal Professional, в настоящее время включает в себя модели Solo6 Be, Twin6 Be, Sub6 Be, а также SM9. Solo6 Be представляет собой двухполосный монитор ближнего поля. Низкочастотный динамик размером 6,5 дюймов выполнен по технологии W-конуса, и работает от 150-ваттного усилителя, построенного по технологии BASH. Высокочастотный динамик – дюймовый бериллиевый твитер, работает от усилителя мощностью 100 Вт (режим АВ). Частотный диапазон монитора 40 Гц – 40 кГц, разделение на частоте 1 кГц, максимальное звуковое давление (SPL) 113 дБ. Корпус размером 33 х 24 х 29 см и весом 11 кг выполнен из 19-мм MDF панелей, с внутренними ребрами жесткости. Фазоинвертор выведен на лицевую плоскость. Балансный звуковой вход, как и на всех остальных моделях, выполнен на разъеме XLR, чувствительность переключается между значениями -10 dBV и +4 dBu. Усилители имеют независимые регулировки уровня в диапазоне ±6 дБ.
Twin6 Be – это трехполосный монитор с фазоинвертором, оснащенный тремя раздельными усилителями (пиковое SPL 115 дБ). Два из них, мощностью по 150 Вт (BASH), нагружены на НЧ/СЧ драйверы типа W-конус размером 6,5 дюймов, еще один (100 Вт, режим АВ) работает с бериллиевым твитером. Несмотря на то, что низкочастотные динамики сами по себе одинаковые, лишь один из них воспроизводит диапазон 40-1000 Гц. Второй работает только на низких частотах до 250 Гц. Корпус из 19-мм MDF панелей имеет размеры 25 х 50 х 34 см и весит 14 кг. Входные разъемы и регулируемые параметры идентичны таковым в Solo6 Be. Есть дополнительный переключатель, позволяющий выбрать, какой из двух вуферов будет работать в диапазоне НЧ/СЧ. Sub6 Be состоит из 350-ваттного усилителя (BASH), нагруженного на громкоговоритель диаметром 10,6 дюйма (W-конус). Частотный диапазон 30-250 Гц, пиковое звуковое давление, измеренное на расстоянии 1 м, составляет 116 дБ. На задней панели есть раздельные звуковые входы, левый и правый, вход LFE для подключения по многоканальной схеме, переключатель полярности сигнала, регулятор фазы, НЧ фильтр, кнопка оперативного заглушения, ВЧ фильтр для сателлитов, разъем для опциональной управляющей педали. Кабинет выполнен из укрепленной MDF толщиной 22 мм, размер – 38 х 34 х 44 см, масса – 23 кг. SM9 представляет собой совершенно иной тип монитора. В сущности, в одном общем корпусе содержатся как бы два монитора. Корпус внутри разделен на два независимых акустических объема. В одном из них находится 8-дюймовый сабвуфер и 11-дюймовый пассивный радиатор, оба выполнены из слоеного W-композита. Для сабвуфера есть отдельный усилитель (обычный режим АВ) мощностью 400 Вт. Конструкция громкоговорителя необычна. Он имеет увеличенный размер звуковой катушки и увеличенный магнит, что позволяет улучшить механические характеристики излучателя. Второй акустический объем состоит из НЧ/ВЧ вуфера (W-конус) диаметром 6,5 дюймов, и улучшенного однодюймового бериллиевого твитера с опрокинутым куполом. Эти громкоговорители питаются от раздельных 100-ваттных усилителей (класс АВ). Поскольку конструкция в целом несимметрична, различаются левый и правый мониторы. Корпус построен из 22-мм и 30-мм MDF и имеет размеры 32 х 49 х 39 см. Один монитор весит 35 кг, поэтому распаковку и установку производитель рекомендует проводить вдвоем. В зависимости от того, используется три или два громкоговорителя, монитор имеет разные характеристики. В трехполосном режиме – это мощный монитор среднего поля с частотным диапазоном 30 Гц – 40 кГц (±3 дБ), с максимальным звуковым давлением 116 дБ. В силу отсутствия фазоинвертора, басы воспроизводятся синфазно со всеми остальными частотами. Простым нажатием кнопки сбоку корпуса можно отключить низкочастотный динамик с пассивным излучателем, оставив в работе только шестидюймовый вуфер и ВЧ твитер. В двухполосном режиме SM9 представляет собой типичный монитор ближнего поля и напоминает монитор Solo6 Be, однако не эквивалентен ему, поскольку работает с другим усилителем, не имеет фазоинвертора и ограничен на низких частотах (90 Гц). В данном случае двухполосный режим используется для альтернативного контроля без привлечения дополнительной пары мониторов. Для лучшей интеграции в существующее акустическое окружение, мониторы SM9 имеют отключаемую линейку фильтров. Среди них есть два шельфовых: НЧ полка ± 3 dB, частота среза 250 Гц, ВЧ полка ± 3 dB на частоте 4,5 кГц. Эти фильтры позволяют более точно настроить степень усиления нижних (30-250 Гц) и верхних частот (4,5-40 кГц). Между границами шельфовых фильтров работают три полосовых фильтра с различной добротностью контура: 50 Гц ± 3 dB (Q=2), 160 Гц ± 3 dB (Q=1), 1 кГц ± 3 dB (Q=0,6). НЧ фильтр имеет самую узкую полосу фильтрации и помогает, например, ослабить наводки от сетевого напряжения. Полоса ВЧ фильтра, наоборот, достаточно широкая и может плавно усиливать или ослаблять частотную область, округленно, от 200 Гц до 1800 Гц. Кроме того, во входной цепи монитора есть обрезной фильтр с крутизной характеристики 12 дБ/окт., позволяющий ограничивать низкочастотную область сигнала. Частота среза дискретно изменяется между значениями 45, 60, 90 Гц.
ПРОСЛУШИВАНИЕ
Все мониторы для прослушивания были любезно предоставлены компанией Audio Solutions. В ее акустической комнате был собран стенд на базе микшерного пульта Studer Vista 5, проигрывателя компакт-дисков и собственно мониторов. Для прослушивания были взяты три пары мониторов из линейки SM: Solo6 Be, Twin6 Be, SM9.
В дополнение к ним использовалась пара мониторов CMS65, чтобы иметь возможность услышать разницу между акустикой студийной и контрольной серии. CD-проигрыватель был скоммутирован с пультом по цифровому каналу. В самом пульте было создано несколько подгрупп, на которые синхронно раздавался сигнал, поступающий с проигрывателя. В линейках была отключена какая бы то ни было обработка, использовались лишь фейдеры для субъективного выравнивания громкости всех мониторов. Выходы подгрупп передавали сигнал на ЦАП, с которым коммутировались непосредственно акустические системы. Все мониторы были установлены в линейный режим, без использования фильтров. Прослушивание проводилось методом непосредственного сравнения. Во время воспроизведения музыкального материала я попеременно включал на пульте то одну, то другую пару мониторов. Иногда куски прослушивались последовательно, а иногда я переключал мониторы прямо «на лету», чтобы непосредственно ухватить разницу в звучании. В качестве материала, в основном, была использована подборка записей, уже использовавшаяся ранее при прослушивании мониторов серии CMS, плюс некоторое дополнительное количество разноплановых джазовых произведений. К ним я добавил оркестровую запись – концерт 1 для фортепиано с оркестром А. Рубинштейна. Во-первых, я просто люблю этот концерт, а во-вторых, в нем есть немало «трудных» моментов для мониторов, связанных с тем, что один и тот же инструмент, по воле разделяющего кроссовера, может попеременно попадать в разные громкоговорители. И именно «гладкость» этого перехода может немало сказать о мониторе.
Чтобы не загромождать текст излишними эмоциями, постараюсь изложить итоги прослушивания по возможности кратко. Для удобства восприятия, вначале я расскажу о непосредственном сравнении моделей Solo6 Be и CMS 65 (оно было основным), а затем постараюсь в нескольких словах описать разницу между представителями линейки SM.
При отдельном прослушивании представителя серии CMS, мониторы, безусловно, радуют детальностью воспроизведения. Однако, если поставить их в пару с Solo6 Be, выясняется, что качество работы CMS – еще не предел. В наименьшей степени, пожалуй, эту разницу можно ощутить в электронной музыке. А вот живые инструменты симфонического оркестра оказываются более требовательными к качеству мониторинга. Если говорить обобщенно, то мониторы Solo6 Be более глубоко, чем CMS 65, прорабаты
вают сцену. Их звук более хлесткий и отчетливый, великолепно детализированный, с хорошо проработанной стереопанорамой и глубиной пространства. Бас упругий и открытый, очень динамичный. Если говорить о частностях, то, например, малый барабан в обычной ударной установке на Solo6 Be звучит более открыто, чем в CMS, даже, я бы сказал, полетно, с потрясающей динамикой. При непосредственном сравнении, тот же звук на CMS 65 кажется более вялым, как будто с заваленной атакой. И это притом, что сам по себе любой монитор из серии CMS дает очень информативную картину. Вокал как таковой на Solo6 Be также становится более разборчивым. Я бы прокомментировал это на конкретном примере: Peter Gabriel, альбом «So», композиция «Mercy Street». Характерная особенность композиции заключается в том, что вокал здесь находится в очень плотной связке с синтезаторными звуками. Одно накладывается на другое, частотные диапазоны перемешаны, и для отслушивания голоса иногда приходится немного напрягаться, даже на вполне приличной акустике. В CMS 65 вокал звучит аккуратно, но, как оказалось, такая аккуратность тоже не предел. В мониторах Solo6 Be голос как будто немного выдвигается вперед, субъективно отделяясь в пространстве от инструментального сопровождения в целом и от маскирующих его синтезаторов, в частности. Слушать его в такой позиции легче, а значит, легче найти оптимальный баланс при сведении подобного материала. Другой частный пример – вышеупомянутый концерт А. Рубинштейна. Уже в первой части произведения можно встретить несколько драматических моментов, когда фортепиано ведет своеобразную перекличку с оркестром. Проигрывается экспрессивная фраза на рояле, затем ей отвечает весь оркестр. Рояль еще глубже «вгрызается» в тему, но и оркестр не отстает, пытаясь затмить его совместной атакой на виолончелях и контрабасах, да еще секция деревянных духовых явно пытается перехватить сольную тему. А фортепиано, вообще-то, имеет очень широкий диапазон звучания, как по высоте, так и по динамике. И оно вновь пытается заглушить оппонентов стремительными и яркими пассажами, используя все свои возможности. Как раз в таких моментах можно отчетливо услышать разницу между мониторами CMS 65 и Solo6 Be (да и всей серией SM, в общем-то). В мониторах Focal SM фортепиано звучит открыто и ярко, великолепно выделяясь на фоне оркестра, но, одновременно, гармонируя с ним.
В то же время оркестр звучит глубоко, насыщенно, все штрихи и нюансы отчетливо слышны, и вся сцена в целом имеет значительную глубину. Мониторы Focal CMS, при прямом сравнении в этих же условиях, показывают ощутимо зажатый, несколько приглушенный звук рояля, к тому же, слегка выдвинутый на передний план. Кроме того, есть ощущение, что куда-то прячется часть реверберации от инструментов, то есть, тот самый «воздух», который насущно необходим любому оркестру. И это несмотря на то, что частотный диапазон оркестра, даже играющего тутти, далеко не всегда дотягивает до пресловутой частоты в 20 кГц, которой принято обозначать верхнюю границу человеческого слуха, а любой из использованных мониторов может воспроизводить даже гораздо более высокие частоты. Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Во-первых, снижение частоты раздела кроссовера с 2,2 до 1 кГц приводит к тому, что наибольшая часть того частотного диапазона, в котором наше ухо имеет максимальную чувствительность, воспроизводится силами одного громкоговорителя, а именно – бериллиевого твитера. Вообще, какому излучателю легче воспроизводить частоту в 1,5-2 кГц – маленькому дюймовому твитеру, или шестидюймовому «блину»? Конечно, тому, который меньше. Ведь вуфер должен одновременно прокачивать бас, да к тому же постараться сделать это ровно и чисто. А как это сделать, если низкочастотным сигналам требуется раскачка диффузора с совершенно иной амплитудой?
Снижение частоты раздела ощутимо облегчает работу низкочастотного динамика. К тому же, уменьшается переброс одного и того же звукового материала между двумя излучателями, а значит, выравнивается воспроизведение. Все высокочастотные звуки, начиная от 1 кГц, проигрываются одним ВЧ динамиком, хотя, честно говоря, не очень понятно, как же все-таки он это делает. Это же уникальные способности! Но зато мне понятно, что я слышу ровный сбалансированный звук и довольно легко разбираю сложные моменты, которые, вообще-то, обычно считал мутноватыми. Так что разрешающая способность мониторов линейки SM и в самом деле выше всяких похвал.
Еще один важный момент – это верхняя частота работы твитера. Разумеется, 40 кГц – это уже ультразвук, который мы никак не слышим. Но именно потому, что слышимая область частот находится далеко от граничной частоты громкоговорителя, она и не имеет обычных краевых искажений. Что касается непосредственно ВЧ усилителя, то именно повышенная верхняя частотная граница гарантирует безыскаженную передачу фронтов даже самых быстрых импульсов, находящихся в слышимом диапазоне. Отсюда и повышенная разборчивость любых транзиентов.
Теперь нужно сказать несколько слов о различиях между представителями линейки Focal Studio Monitors. Наиболее мобильный и удобный вариант, на мой взгляд, – модель Solo6 Be. Для монитора ближнего поля ее возможностей более чем достаточно. Модель Twin6 Be, при общей схожести характера, звучит несколько глубже на низких частотах. Это и понятно, учитывая выделенный НЧ динамик. Однако, поскольку совместная мощность НЧ и СЧ излучателей возросла, возможностей шестидюймового вуфера для эквивалентного воспроизведения басов становится уже недостаточно. Хочется их добавить. Поэтому в дополнение к этим мониторам был бы очень полезен сабвуфер Sub6 Be. Он помог бы выровнять всю картину. Что касается SM9, то это уникальная в своем роде модель. В полной конфигурации это отличный трехполосный монитор среднего поля. Бас у него – закачаешься! В то же время, верх – кристально чистый и открытый. При необходимости же, SM9 легко переключается в двухполосный режим и превращается в монитор ближнего поля. Правда, низких частот в нем остается довольно мало, но ведь переключение-то временное. Только для прослушивания СЧ/ВЧ баланса на малой дистанции, после чего все можно вернуть в стандартный трехполосный режим.
ИТОГИ
Завершая тему, хочу сказать, что лично мне из всей линейки SM наиболее интересными показались мониторы Solo6 Be. При умеренных размерах они выдают отлично сбалансированный звук и, в общем, не требуют каких-либо дополнений вроде сабвуфера. Последний может понадобиться, пожалуй, лишь для модели Twin6 Be. Что касается SM9, то для полного раскрытия ее потенциала не помешало бы помещение несколько большего размера. Все-таки это мониторы среднего поля, которым необходимо пространство. Но и то, что удалось услышать, оставило положительные впечатления. Напоследок отмечу, что, как и для линейки CMS, компания Focal проводит вполне взвешенную ценовую политику применительно к своим студийным мониторам. Если внимательно просмотреть предложения конкурирующих производителей, то во многих случаях мониторы сравнимого качества окажутся значительно дороже.
ТЕКСТ: ВЛАДИМИР САПРЫКИН.