Оригинал статьи находится здесь
Эли Джани (Eli Janney) — продюсер и звукоинженер из Бруклина, США. Эли учавстсвовал в работе по сведению таких музыкальных коллективов как The Big Sleep, Eddie Vedder, Obits and The Soft Pack, James Blunt, Future Kings of Spain и др. Кроме того, Эли является одним из бэк-вокалистов популярной группы Girls Agains Boys.
Перевод на русский язык - Дмитрий Ларионов (MusicMag).
...Изначально я отнесся к Antelope Orion 32 с большой долей здорового скепсиса. Имея многолетний опыт работы с Lynx Aurora 16, я просто не мог поверить в то, что Antelope Orion 32, находящийся в то же ценовой категории, но имеющий при этом вдвое большее количество аудиовходов, сможет конкурировать с конвертером Lynx по качеству итогового звучания. С другой стороны, компания Antelope Audio давно успела зарекомендовать себя в качестве производителя профессионального аудио-оборудования высочайшего уровня, так что сделать дерьмо они тоже никак не могли. Итак, мне предстояло провести тест Antelope Orion 32, я должен был услышать, наконец, эту штуку!
О компании Antelope Audio
На заре своего существования Antelope Audio, будучи подразделением компании Aadvark, известной благодаря одному из первых в мире внешних clock-генераторов Aardsync, занималась исключительно производством генераторов тактовой частоты. Одно из ранних устройств Aardsync до сих пор лежит у меня в кладовке – несмотря на то, что максимальная отметка частоты генератора - 48кГц, оно все еще способно улучшить звучание моего старенького Digi003.
Сегодня компания продолжает свою деятельность, создавая совершенно безумные профессиональные устройства hi-end уровня. Например, в 2005 году компания запустила производство линейки устройств Isochrone, основанных на запатентованной технологии “oven”, подразумевающей герметизацию кварцевого осциллятора внутри небольшого термоустойчивого корпуса, сохраняющего постоянную температуру кристалла, а значит и постоянную частоту его колебаний. Устройства, созданные по данной технологии, выпускаются компанией до сих пор. Топовая модель такого генератора при этом обойдется вам примерно в 6000$!
На самом деле, в наши дни существует множество споров о том, насколько необходимы внешние генераторы тактовой частоты. Мое личное мнение по этому поводу – тактовый генератор может быть полезным! Конечно, я не стану тратить 6 тысяч долларов на тактовый генератор, однако я знаю, что такие люди есть. Ну а компания Antelope Audio идет навстречу таким профессионалам, создавая настоящие инженерные шедевры. Кстати, Antelope Audio занимается производством и высококачественного hi-fi оборудования, отличающегося внимательным использованием компонентов и отличной сборкой.
Помимо производства генераторов тактовой частоты, в компании Antelope Audio занимаются и разработкой элитных аналого-цифровых и цифро-аналоговых конвертеров. Некоторые из них ориентированы на аудиофилов, другие – на нас с вами, то есть на профессиональных звукоинженеров. В 2011 году компания представила первое устройство в данном классе – двухканальный ЦАП-АЦП Eclipse, а годом позже на свет появился один из самых популярных конвертеров компании – Orion 32.
Orion 32 – это 32-канальный ЦАП-АЦП в формфакторе рекового одноюнитового модуля. Сегодняшний обзор посвящен именно этому устройтсву.
Orion 32
Как я уже говорил, изначально я отнесся к Orion 32 скептически. Глядя в спецификации устройства, кажется невероятным, что такое обилие возможностей может уместиться в одноюнитовом рековом корпусе и при этом иметь стоимость в каких-то 3000$... Судите сами: 32 входных и 32 выходных канала на D-SUB разъемах, поддержка частоты дискретизации до 192кГц, 64-канальный MADI-интерфейс, 16-канальный ADAT, два цифровых порта SPDIF… и все это посредством связи по протоколу USB 2!
Внешний вид
Приятные впечатления начались уже на фазе вскрытия коробки – Orion 32 упакован так же хорошо, как компьютер от Apple – цветная гильза обнажает плотную картонную коробку, покрытую тонким пластиком, в которой и находится устройство. Отличная дизайнерская работа! А ведь многие компании пренебрегают такими, казалось бы, мелочами…
Само устройство выглядит ничуть не хуже – металлический корпус с гравировкой и небольшими аккуратными кнопками, великолепный цветной дисплей, отображающий индикаторы всех 32 входных каналов, и интересная система ассиметричного крепления в рэковую стойку. Вес устройства не слишком велик, но и не мал до того, чтобы создавать ощущение «пустой коробки». В целом, дизайн устройства выглядит по-настоящему серьезным и продуманным – на твердую пятерку.
Еще раз к спецификациям прибора – Orion 32 поддерживает передачу 32 каналов на частоте 96 кГц или 24 каналов на частоте 192 кГц посредством USB 2 на компьютерах MAC. Что касается PC, здесь Orion 32 поддерживает передачу 32 каналов на обеих частотах – 96 и 192 кГц
В действии
Моя работа заключается в сведении композиций, чаще всего это музыкальные альбомы, но иногда я занимаюсь и микшированием саундтреков к кинофильмам и телевизионным шоу, а также рекламными джинглами. Как и для других профессионалов, ценящих свой труд, время для меня является одним из ключевых факторов в работе – поэтому каждый из моих рабочих инструментов должен быть максимально удобным и стабильным.
Мой текущий рабочий сетап состоит из 16-канального ЦАП-АЦП Lynx Aurora, который подключен к аналоговому сумматору, далее сумма направляется в аудиоинтерфейс Universal Audio Apollo. Мониторинг осуществляется с помощью Dangerous Music D-Box.
Если я занимаюсь сведением музыкального альбома, я использую Aurora через Folcrom в микрофонные предусилители Apollo или Sytek MPX-4Aii Burr Brown. В случае мастеринга или работы над джинглами/музыкальными заставками, я обхожусь использованием Apollo.
Иногда, когда запись состоит из небольшого количества треков, я использую аналоговый сумматор D-Box.
Совсем недавно, я получил запись джазового трио «718» для сведения, и решил использовать ее для сравнения трех аудиоконвертеров, имеющихся у меня в наличии.
Запись трио была выполнена самими музыкантами на их репетиционной точке и состояла из 6 дорожек ударных, 2 дорожек баса и 2 дорожек с электропиано Rhodes. Я объединил тома и оверхеды ударных в единый стереотрек, вывел итоговый микс через сумматор D-Box и завел его обратно через Apollo. Я использовал Appolo, потому что знал, что его конвертеры делают звучание более «круглым», подчеркивая стилистику коллектива. После небольших комментариев со стороны музыкантов и окончательного микширования в их присутствии, работа была окончена. Дляних…
На следующий день я начал свою работу с настройки каналов Aurora как выходного конвертера. Далее я отправил сигнал в сумматор D-Box и записал сумму через аудиоинтерфейс Apollo. Следующим шагом мне предстояло настроить конвертер Orion.
Orion имеет точно такие же разъемы, как и Aurora – тот же квадратный USB и те же порты D-Sub, так что подключить его вместо Aurora оказалось очень просто. Для честности, я даже использовал один и тот же шнур питания. Оставалось установить управляющее ПО Orion Control Panel и перезагрузить мой компьютер.
Софтовая контрольная панель Orion оказалась очень удобной – входные и выходные каналы устройства отображены в два ряда, достаточно просто выбрать нужные сигналы и перетащить их в клеточки выбранных выходных каналов. Несмотря на отсутствие подробных инструкций по использованию Orion Control Panel, интерфейс и манера использования приложения не составит никакого труда, особенно если вы знакомы с системой роутинга Pro Tools IO.
На момент начала моего теста (май 2013 года - прим.пер.), работа над драйверами Orion еще велась. Однако, в случае использования частот дискретизации до 48 кГц, Orion вообще не требует драйверов, так что этот момент можно было пропустить – тестовая запись моего джазового коллектива была выполнена на частоте 44100 Гц
После поочередной записи микса через вышеупомянутые конвертеры, я создал новый проект и ипортировал в него все 3 готовые версии для того, чтобы получить возможность быстро переключаться между ними.
Результат
Итак, для начала я должен признаться, что я остался доволен результатом работы всех трех конвертеров! В нашей среде часто можно услышать много разного дерьма о том или ином конвертере, однако мало кому из активно обсуждающих эти вопросы доводилось проводить прямые сравнительные тесты, наподобие моего. Я бы с удовольствием использовал каждый из этих конвертеров в своей работе. Конечно, разница звучания этих конвертеров – ничто, по сравнению с, например, разницей размещения микрофонов или разницей настройки компрессора в момент записи. Однако, все же, эта разница есть – ибо любой качественный прибор всегда обладает своим, особым, характером.
Конвертеры Appolo, определенно, имеют наиболее «круглый» звук – широкий и насыщенный низ с ровной верхней серединой, позволяющей полнее раскрыть стерео-эффект. Верхние частоты ясные и отчетливые. Для универсального устройства интерфейс Appolo звучит просто потрясающе.
718 - Song To My Daughter / UAD Appolo - аудиопример
Звучание Aurora оказалось более ровным по всему частотному спектру, с явным расширением диапазона в сторону саб-басов (для мониторинга я использую трехполосную систему среднего поля, так что саб-басы вполне различимы на слух). Расширение диапазона заметно и в области высоких частот — звучание в этой части спектра ясное и мягкое, без «хруста» и других искажений.
718 - Song To My Daughter / Lynx Aurora - аудиопример
И, наконец, Orion. Мне не очень приятно это говорить, но звучание конвертеров Orion практически идентично звучанию Aurora. Вот уж не думал, что они будути звучать так похоже, однако, это так – Orion выдает такое же ровное звучание по всему спектру. Возможно, здесь наблюдается чуть меньше саб-басов (я говорю о частотах ниже 50Гц), и чуть больше середины в небольшой ущерб высоким средним. При этом, верхние часоты звучат практически неотличимо от Aurora! Вот теперь я могу с уверенностью отнести Orion к классу hi-end аппаратуры! На мой взгляд (точнее, слух), Aurora и Orion намного точнее передают запланированное звучание аудиозаписи, тогда как звучание Apollo больше похоже на звучание пленки – теплое, с явным оттенком аналоговости, который вполне ясен, учитывая родословную UAD.
718 - Song To My Daughter / Orion 32 - аудиопример
__________
Итак, мне пора вынести свой вердикт – до сих пор моим фаворитом был Aurora, однако, звучание Aurora и Orion оказалось практически идентичным. При этом, Orion за те же деньги предлагает в 2 раза более количество каналов, и потому, Antelope Audio Orion 32 становится победителем моего соcтязания!
Прослушивание тестовых записях на мониторной системе Yamaha NS10s, без саб-басовой составляющей, принесло те же впечатления – те же различия в звучании конвертеров, Aurora и Orion снова очень похожи.
Высокие частоты дискретизации
Следующим проектом, который я решил использовать для теста Orion32 стала одна из композиций моего indie-рок коллектива из 90-х, «Girls Against Boys». Это музыка с высоким содержанием дисторшна и компрессии, одним словом — прямая противоположность звучанию «718»
Так уж случилось, что запись этого коллектива была произведена на частоте 96кГц, так что мне пришлось-таки установить драйверы для Orion. Сперва, я конечно попробовал запустить устройство в этом режиме без драйверов, однако смог назначить только первые 8 выходов. Так что, скачав и установив драйвера, я сбросил настройки Orion до заводских и перезагрузил компьютер.
К сожалению, установка драйверов не помогла. Проект запустился, и система распознала Orion, однако, когда я попытался запустить воспроизведение, Pro Tools начал выдавать ошибку. Я, конечно, знал, что этот проект нехило грузит мою систему – я обильно применял tape-эмуляторы и эквалайзеры Neve. Но ведь проект без проблем воспроизводился через конвертер Aurora? Неужели, это и есть “Ахиллесова пята” Orion?
Я провел несколько часов в попытках определить источник ошибки: был ли это компьютер, интерфейс, настройки Pro Tools, и время, время… Тогда я обнаружил довольно неприятную вещь относительно компании Antelope – у них нет официального форума. Есть, конечно, множество тем, посвященных продукции Antelope на сторонних форумах (типа Gearslutz), однако я не особо рассчитывал на их помощь. Итак, я решил воспользоваться своим волшебным статусом инсайдера (ха!) и написать письмо прямо в компанию. Ответ я получил практически мгновенно – они выслали мне новую версию драйверов, и, вуаля – все тут же заработало! (напоминаем, на момент написания оригинальной статьи, драйвера все еще находились в состоянии разработки - прим.пер.). Быстрая техподдержка и постоянное обновление драйверов – это, конечно, очень важно для подобных компаний, и с этой задачей Antelope справились вовремя!
__________
Итак, я получил 2 новых микса трека с использованием конвертеров Aurora и Orion и загрузил их в новую сессию для сравнительного теста. При тесте случилось вот что – я попросту не смог различить эти 2 дорожки. При первом прослушивании мне показалось, что Aurora звучит чище в диапазоне высокой середины, однако, после повторных тестов, я все же стал склоняться в сторону Orion. Плотный и насыщенный перегрузами трек стер все различия в звучании конвертеров, замеченные мной при тестировании джазовой записи. По крайней мере, мое мнение насчет столь идентичного звучания конвертеров на этом треке, заключается в характере этого трека – возможно, из-за жестких настроек компрессоров. Помочь раскрыть ситуацию чуть глубже могло использование всех 32 каналов конвертера, однако для этого мне нужен был 32-канальный сумматор или что-то похожее, например, микшерная консоль.
Girls Against Boys - It's A Diamond Life / Orion 32 - 96кГц - аудиопример
Girls Against Boys - It's A Diamond Life / Lynx Aurora - 96кГц - аудиопример
Итоги
Итак, перейдем к итогам – звучание конвертеров Aurora и Orion практически идентично – они оба звучат просто великолепно! Кроме того, Orion, располагаясь в том же ценовом диапазное, предлагает вдвое большее количество входов/выходов! Единственным нюансом конвертера от Antelope является наличие только лишь USB-версии, так что если вы хотите использовать Thunderbolt или Firewire-устройство, придется поискать что-то еще (обратите внимание, например, на новую модель Orion 32+, оснащенную и Thunderbolt и USB портами – прим.пер.)
В целом, к достоинствам Antelope Orion хочется отнести качественную сборку, удобное ПО и конечно же, выскокоточные ЦАП/АЦП, возможно , лучшие в этой ценовой категории. Словом, компания Antelope проделала по настоящему серьезную работу! Что ж, надеюсь, компания еще не раз удивит нас необычными устройтсвами и разработками в будущем!
Изучить полный ассорnимент компании Antelope Audio вы можете вот здесь!