Как это произошло? А очень просто.
Произошло это в момент, когда мы, утомленные выхолощенным звучанием навороченных VST-синтезаторов, развлекались в поисках вдохновения.
Кто-то испытал это чувство, догадавшись пропустить свой старенький самоиграй CASIO, оставшийся со времен обучения в музыкальной школе, через фильтр купленного из любопытства карманного синтезатора KORG Monotron. Кто-то додумался подключить аудиоплеер с диктофонными полевыми записями, сделанными в порыве летней эйфории, к Gate-входу надоевшего грувбокса. Еще один кто-то от скуки решил подключить аудиовыход дешевого микшера с эффектами к его же аудиовходу (а чо, вдруг не сгорит?)…
Результат чаще всего был один – новая волна вдохновения и эйфории у самых эмоциональных, ну или как минимум, понимание того, что звук – он как пластилин /нет правил в музыке /это же как LEGO, только со звуком /офигеть, наверное так пишут музыку мэтры/ впишите свой вариант если прошли через это…
И т.д.
Суть синтезатора, да и синтеза вообще оказалась проста! Синтезатор не обязательно должен состоять из осцилляторов, фильтров, огибающих и т.д. как мы привыкли. Он может состоять вообще из чего угодно, лишь бы это музыкально звучало! И соединять это «что угодно» тоже можно как угодно!
Уяснив этот простой принцип, чаще всего работа с обыкновенными DAW становится скучной. Ну вот, взять тот же самый Ableton. Хорошо, что можно взять, и откорректировать, например, высоту звучания аудиоклипа. А если захочется модулировать эту высоту с помощью LFO? А если захочется, чтобы высота клипа изменялась от уровня громкости перкусионной партии, играющей по соседству? Или пустить звучание мастер-шины обратно на один из каналов и управлять с этого канала посылами на шины эффектов? А если…
Словом, вы меня поняли.
На этот случай, конечно, есть разные решения, например, Max/MSP, Pure Data или тот же самый NI Reaktor.
Однако мы-то с вами знаем, что никакая "софтина" не заменит тактильных ощущений, которые дарит нам старое-доброе железо! Вот здесь из-за угла наших сомнений и скепсиса снова выглядывают модульные синтезаторы!
Да, в общем, к чему это я?
Дело в том, что совсем недавно, небезызвестная вам чешская компания Bastl Instruments решила отдать дань современным тенденциям и выпустила целую линейку новых устройств, выполненных в формфакторе eurorack-модулей.
Каждый из модулей может выполнять сразу несколько различных функций, которые напрямую зависят от его места в сетапе и, конечно, вашей фантазии. Что ж, это вполне гармонирует с идеологией модульных синтезаторов. И нет ничего странного в том, что, например, модуль-генератор «бочки» Tea Kick от Bastl Instruments одновременно является перкуссионным модулем, осциллятором и резонансным фильтром.
Впрочем, с модульными синтезаторами мы вроде бы разобрались. Давайте теперь разберемся, что за модули предлагают нам Bastl Instruments.
Итак, новая серия eurorack-модулей Bastl Modular – это все те же сумасшедшие идеи молодых чехов, знакомые нам по уже полюбившейся многим модульной системе Trinity или гранулярному сэмплеру Micro Granny, заключенные в новый для компании форм-фактор: eurorack.
Кстати, некоторые из предыдущих наработок инженеров компании практически напрямую перекочевали в отдельные модули новой серии. Так, среди eurorack-модулей от Bastl Instruments мы можем обнаружить гранулярный сэмплер GrandPA, основанный на движке Micro Granny.
Остальные модули – это своего рода вариация на тему цифровой драм-машины в современном исполнении. Схематика большинства модулей основана на классических разработках одного из пионеров DIY-электроники советской Чехословакии – Стэнда Филиппа (Standa Filip), с которым у ребят из Bastl Instruments имеются самые что ни на есть дружеские отношения. Несмотря на то, что каждый из модулей является независимым устройством и может быть использован с любыми eurorack-модулями сторонних производителей, серия являет собой идею законченной инженерной мысли и по существу является полноценным музыкальным инструментом. Кстати, как и все инструменты от Bastl Instruments, новые модули изготавливаются вручную в Чехии.
Давайте рассмотрим модули, входящие в состав Bastl Modular:
- ABC – 6 канальный CV/audio микшер, может работать как два 3-канальных микшера
- GrandPA – гранулярный сэмплер основанный на движке Micro Granny. В отличие от Micro Grannyимеет всего 2 ячейки сэмплов в пресете, зато GrandPA оснащен триггерными CV-входами.
- Knit Rider –мощный и недорогой 6-голосный CV-секвенсор на 64 шага. Knit Rider обладает огромным функционалом, широчайшим спектром рабочих значений темпа (от 2 bpm) и возможностью записи данных «на лету».
- littleNerd – компактный и мощный CV/Gate процессор, сочетающий все, о чем только можно мечтать: делители, множители, евклидовы алгоритмы секвенсирования, цифровой CV/Gate дилэй, осциллирующий модуль и многое другое!
- Multiple – простой сплиттер/патчбэй
- Noise Square – необычный осцилляторный модуль, сочетающий аналоговый и цифровой генераторы шума и других форм волны.
- Quattro Figaro – аналоговый модуль усилителя, сочетающий функции микшера и кроссфейдинга сигналов
- Skis – двойной модуль огибающей, созданный специально для перкуссионных звуков
- Spaghetti – простой модуль, сочетающий возможности микшера, сплиттера и инвертора сигналов.
- Tea Kick – необычный генератор «бочки» (kick drum), основанный на самоосцилляции управляемого полосного фильтра
Звучит это все на удивление музыкально, можете убедиться сами:
Что касается стоимости модулей, то здесь все еще приятнее: цены вполне демократичные:
{product id=21594}
{product id=21595}
{product id=21596}
{product id=21597}
{product id=21598}
{product id=21599}
{product id=21600}
{product id=21601}
{product id=21602}
Ну разве не отличный повод перестать, наконец ,скептически глядеть на модуляры, и попробовать собрать свой собственный железный «Reaktor»? Да хотя бы для того, чтобы доказать всем тем «очкарикам», что на модулярах можно и нужно писать красивую, мелодичную музыку!