Компактный аудиоинтерфейс Focusrite Scarlett 2i2, оснащенный двумя высококачественными предусилителями и неплохими аудиоконвертерами по весьма привлекательной цене, является одним из топселлеров в этом классе.
Для чего необходим аудиоинтерфейс?
Это первый вопрос, которым задается практически каждый начинающий музыкальный продюсер. И вопрос этот вполне разумный. Действительно, для чего покупать отдельное устройство, когда ваш компьютер и так оснащен встроенной звуковой картой. Ведь звуковая карта – тоже аудиоинтерфейс?
Отвечаем утвердительно – да, ваша встроенная звуковая карта Realtek – это тоже аудиоинтерфейс. Однако, такой аудиоинтерфейс предназначен для бытовых целей, к которым относится прослушивание музыки и ввод простых аудиоданных – например, вашей речи при разговоре по Skype.
Однако, как только дело касается таких задач, как звукозапись, микширование или работа с виртуальными синтезаторами, возможностей встроенной звуковой карты становится уже недостаточно.
Во-первых, звучание бытовых звуковых карт недостаточного качественное для полноценной звукозаписи, работы с несведенными фонограммами и звукового мониторинга. В-вторых, встроенные карты имеют множество ограничений по коммутации и настройкам звукового роутинга.
Например, большинство встроенных звуковых карт оснащены простейшим линейным или микрофонным входом для подключения речевых микрофонов, аудиоплееров и т.д. а также одним, максимум-двумя спаренными аудиовыходами под бытовые колонки и наушники.
Таким образом, даже в том случае, когда в ваши планы входит скромная домашняя звукозапись, возможностей встроенной звуковой карты будет недостаточно.
Например, вы хотите записать песню, аккомпанируя себе на гитаре. В этом случае вам понадобится высокочувствительный микрофонный XLR-вход, а при использовании студийного конденсаторного микрофона, этот вход должен быть дополнительно оснащен фантомным питанием +48V. Если вы играете на электрогитаре, то понадобится еще и инструментальный вход с аналоговым предусилителем. Также, вам наверняка понадобятся качественные аудиовыходы для работы cзаписанным звуком и возможность прямой прослушки звука (direct-monitoring), чтобы контролировать качество и уровень записи без ощутимой задержки, характерной для встроенных звуковых карт.
Выполненный в винтажном стиле аудиоинтерфейс AKAI EIE PRO оснащен 4 входами, 4 выходами, usb-хабом и разъемами для подключения аналоговых эффектов.
Как правильно выбрать аудиоинтерфейс.
Обилие специальной терминологии и большое количество опций для сравнения, могут ввести начинающих в некоторый ступор при самостоятельном выборе звуковой карты. Однако, уяснив всего несколько самых важных нюансов, вы с легкостью сможете подобрать устройство под ваши конкретные задачи.
Для начала, нужно определиться со следующими вопросами:
- Сколько аудиовходов и аудиовыходов вам нужно?
- Какой компьютер вы будете использовать?
- Насколько качественной должна быть ваша запись?
- Сколько денег вы планируете потратить на покупку аудиоинтерфейса?
Аудиовходы.
Это один из самых важных вопросов, возникающих при выборе аудиоинтерфейса. Здесь имеется огромное количество вариаций. Самые простые аудиоинтерфейсы, как правило, оснащены одним-двумя аудиовходами, которые позволяют одновременно записывать 2 источника звука в моно (например, микрофоны и электрогитары) или 1 источник звука в стерео (например, синтезатор).
С другой стороны, имеются аудиоинтерфейсы и с гораздо большим количеством аудиовходов – эти карты могут одновременно записывать десятки, а иногда – и сотни аудиоканалов. Мощные многоканальные карты пригодится для подорожечной записи музыкальных ансамблей или даже целого симфонического оркестра.
Таким образом, для одновременной подорожечной записи вокала и гитары с помощью двух микрофонов вам понадобится звуковая карта с двумя микрофонными входами (mic inputs). При использовании студийных конденсаторных микрофонов, как мы уже и говорили, входы аудиоинтерфейса должны быть дополнительно оснащены функцией подачи фантомного питания (phantom, 48V).
Кстати, среди некоторых звукорежиссеров имеется мнение, что для записи акустической гитары требуется как минимум 2 микрофона. Запись гитары на 2 микрофона позволяет получить стерео-дорожку с гитарным звуком, которая будет звучать глубще и насыщеннее моно-записи. В этом случае, двух аудиовходов уже будет недостаточно – ведь вам понадобится возможность одновременной записи уже 3 микрофонов (вокального и двух гитарных).
В случае, если вы планируете записывать электрогитару, бас-гитару или электронные клавиши, вам понадобятся инструментальные аудиовходы (high-Z inputs).
Для записи звука с других типов студийных инструментов – например, драм-машин, грувбоксов, синтезаторов или звуковых модулей, вам понадобятся линейные аудиовходы (line inputs).
Компактный и универсальный аудиоинтерфейс Roland Duo-Capture EX оснащен двумя универсальными аудиовходами , MIDI-портами и качественными аналоговыми преампами.
Некоторые типы оборудования, которое вы, возможно, захотите записать, могут быть оснащены цифровыми аудиовыходами. К таким выходам относятся выходы форматов S/PDIF или ADAT. Если вы хотите использовать эти выходы для записи звука, тогда ваша звуковая карта должна быть дополнительно оснащена цифровыми входами S/PDIF или ADAT.
Кроме того, наличие на карте цифровых входов, позволит вам при необходимости расширить функционал звуковой карты. C помощью подключения многоканальных микрофонных предусилителей или микшерных пультов, оснащенных ADAT-портом, вы сможете увеличить количество одновременно доступных микрофонных предусилителей в вашей системе, что позволит одновременно записывать еще больше источников звука.
Например, звуковой интерфейс с двумя или четырьмя аналоговыми входами и цифровым входом, может быть расширен до 10-12 каналов одновременной записи, если вы подключите к нему ADAT-устройство. Таким образом, аудиоинтерфейсы, оснащенные цифровыми входами – это очень хороший вариант для тех, кто планирует в дальнейшем расширять функицонал системы.
Аудиовыходы.
С аудиовыходами все еще проще. Вам обязательно понадобится как минимум один линейный выход (line out) для подключения к аудиоинтерфейсу контрольной акустики или студиных мониторов, а также дополнительный выход для наушников (phones out).
Дополнительные аудиовыходы могут понадобиться в следующих случаях:
- в ваших планах подключение к компьютеру несколько пар мониторов или контрольной акустики
- вы планируете использовать несколько пар наушников (например, для записи дуэта)
- вы планируете использовать ваш аудиоинтерфейс в связке с внешними устройствами обработки звука, например, мастеринговыми приборами динамической обработки
- вы используете компьютер на сцене, при этом в вашем музыкальном коллективе есть живой барабанщик. В этом случае, чтобы темп фонограммы совпадал с ритмом игры барабанщика, через отдельный аудиовыход (к которому подключены наушники) он получает звук метронома
Аудиоинтерфейс NI Komplete Audio 6 оснащенный 4 аналоговыми входами, цифровыми входом и выходом, 2 качественными предусилителями, MIDI-разьемами и 2 раздельными аудиовыходами с возможностью предпрослушки, является отличным сочетанием всех необходимых возможностей в одном компактном устройстве.
При выборе аудиоинтерфейса, неплохой идеей будет составить список инструментов и приборов, которые вы планируете подключать к вашему аудиоинтерфейсу.
Сложите количество каналов инструментов и оборудования, которые вы хотите одновременно записывать – так вы узнаете необходимое количество входов. После этого сложите все ваши устройства воспроизведения – наушники, колонки и студийные мониторы - так вы узнаете необходимое количество выходов.
Если ваш бюджет позволяет, мы советуем вам приобрести звуковой интерфейс с одним или несколькими дополнительными входами и выходами, так как в будущем, возможно, вы захотите делать еще более сложные записи.
Недорогие но качественные аудиоинтерфейсы от M-Audio, такие как этот аудиоинтерфейс M-audio M-Track, являются одними из самых популярных устройств в своем классе благодаря невысокой цене и наличию всех необходимых функций.
Подключение к компьютеру.
При выборе аудиоинтерфейса следует заранее подумать, с каким именно типом компьютеров вы будете его использовать. Несмотря на то, что большинство звуковых карт умеют работать и с MAC и с PC, некоторые из них все же заточены под конкретную систему – только MAC или только PC. Кроме того, существуют и специальные аудиоинтерфейсы для iOS устройств – они также могут быть универсальными или специализированными.
При выборе аудиоинтерфейса, обязательно уточните, имеются ли необходимые драйвера для работы с вашей версией операционной системы.
Наиболее распространенные протоколы подключения аудиоинтерфейсов к ПК:
USB: USB 2.0 или 3.0 это один из самых распространенных портов сегодня, такие порты имеются и на MAC и на PC. Большинство аудиоинтерфейсов, подключаемых по USB, получают необходимую энергию прямо от ПК – это делает такие устройства идеальными для мобильно звукозаписи.
iOS-устройства также чаще всего используют USB-порт для взаимодействия с внешними звуковыми картами. Для такого подключения используется стандартный хаб «Apple Camera Connection Kit».
FireWire: чаще всего встречается на компьютера от Apple. Этот высокоскоростной потоковый протокол, идеально подходящий для многоканальной аудиозаписи. Владельцы ПК также могут использовать этот порт, установив специализированную плату расширения.
Thunderbolt: это новый высокоскоростной порт, созданный по технологии Intel. В настоящее время Thunderbolt-порт можно обнаружить только на последних моделях компьютеров MAC. Новый порт обладает огромной пропускной способностью и скоростью передачи данных наряду с низкой задержкой обработки. Это делает его идеальным для самых требовательных записей с использованием большого количества динамических обработок звука.
PCIe (PCI Express): внутренний порт настольных компьютеров, который находится непосредственно на материнской плате. Звуковые карты PCIe устанавливаются внутрь компьютера и требуют свободного PCIe гнезда (которое есть не всегда) для подключения. Порт PCIe обеспечивает высокую пропускную способность и небольшую задержку.
Аудиоинтерфейсы от MOTU, такие, как этот компактный аудиоинтерфейс MOTU MicroBook II, предлагают высококачесвенные профессиональные аудиоконвертеры с отличным звучанием. Однако, за качество, как всегда, придется заплатить чуть больше.
Насколько качественным должен быть звук?
Здесь нет никаких секретов – как и все на свете, звуковые карты предложат вам качество, которое будет напрямую зависеть от цены. Аудиоинтерфейсы, оснащенные качественными конвертерами и преампами, как правило, имеют соответствующую цену.
Тем не менее, практически для всех типов аудиозаписи (кроме самых точных и требовательных записей студийного уровня), имеются вполне достойные модели аудиоинтерфейсов, доступные по невысокой цене.
Вот основные факторы и спецификации, которые влияют на общее качество звука:
Разрядность (BitDepth): Цифровая аудиозапись – это процесс преобразования аналогового аудио (т.е. напряжения в проводах) в биты и байты информации (т.е. в «нолики» и «единички»). Не вдаваясь в технические подробности этого непростого дела, можно обобщить этот процесс так: тем больше разрядность аудиоинтерфейса, тем более точным будет записанный звук по отношению к оригиналу. Точность в данном случае – это качественно завпечатленные динамические нюансы звука и отсутствие лишних шумов.
Стандартный компакт-диск (CD), использует 16-битное шифрование звука, которое позволяет получить динамический диапазон в 96 dB. Однако, к сожалению, шумовой порог при цифровой аудиозаписи достаточно высок. Поэтому запись звука при разрядности 16 бит может проявить этот шум, в моменты динамических провалов (например, во время тихих пассажей).
Сегодня, стандартом цифровой аудиозаписи стало использование разрядности 24 бит, которая способна обеспечить динамический диапазон в 144dB. Это позволяет устранить почти все шумы и обеспечить неплохой запас для динамически контрастных записей. Использование 24-битного аудиоинтерфейса подарит возможности мягкой и гораздо более профессиональной звукозаписи.
Частота дискретизации (Sample Rate): это скорость, с которой ваш аудиоинтерфейс получает цифровые «отпечатки» звука во времени.
Стандартный компакт-диск (CD), использует частоту дискретизации в 44.1 кГц – что означает, что аудиоинтерфейс обрабатывает 44100 «фотографий» состояния звука в секунду. Теоретически, это означает, что полученный таким образом звук может иметь частотный диапазон 0 до 22.05 кГц, что превышает диапазон восприятия человеческого уха.
Но все не так просто. Не вдаваясь в излишние технически нюансы, стоит упомянуть, что техническое исследование вопроса демонстрирует улучшение точности получаемого звука при увеличении частоты дискретизации. В результате, многие профессиональные студии работают на частоте в 48, 96 или даже 192 кГц.
Итак, определившись с желаемым качеством звука, вы можете приступить к выбору аудиоинтерфейса.
Например, если в ваши планы входит запись демо для того, чтобы поделиться им с друзьями или музыкантами вашей группы, то качества 16 бит/44100 Гц вам вполне должно хватить. А вот для чуть более серьезных целей, например, для коммерческих релизов, саунд-дизайна, и других видов профессиональной или полу-профессиональной работы со звуком рекомендуется использовать 24-битные карты с дискретностью не ниже 48000 Гц.
______________________
На сегодня всё! Надеюсь, наша статья оказалась полезной. Если у вас появились дополнительные вопросы, не стесняйтесь оставлять свои комментарии прямо на этой странице! Мы обязательно ответим вам!
Ваш MusicMag.
Видеоурок по данной статье находится внизу страницы!