Roland, как вы, наверное, знаете, заявил свое право на новую моду выпуском линейки устройств AIRA. Среди этих приборов можно обнаружить как новомодные CV/Gate игрушки, так и вполне серьезные устройства, представляющие собой современную реинкарнацию легендарных синтезаторов, грувбоксов и драм-машин Roland, в свое время активно учувствовавших в зарождении электронной музыки как таковой.
Другая корпорация – Yamaha, тоже не желает оставаться на периферии новых тенденций.
Анонсированная в июне 2015 года линейка компактных синтезаторов Yamaha ReFace – прямое тому подтверждение.
YAMAHA ReFace
Линейка синтезаторов ReFace состоит из 4 портативных клавишных инструментов, каждый из которых является отсылкой к отдельной серии винтажных клавиш от японской корпорации.
Эти серии представляют собой 4 отдельных мира клавишных синтезаторов прошлого – серия популярных винтажных аналоговых синтезаторов Yamaha CS, легендарная линейка FM-синтезаторов Yamaha DX, линейка электромеханических клавишных инструментов Yamaha CP и, наконец, линейка электроорганов Yamaha YC.
Таким образом, каждая из новинок эмулирует звучание тех или иных инструментов от Yamaha. Все 4 новинки имеют компактную динамическую 3-октавную клавиатуру высочайшего качества, встроенные динамики и возможность работы от батареек.
Микро-клавиши?
О компактных клавишах стоит упомянуть отдельно. Почему компания Yamaha решила снабдить свои инструменты именно компактной клавиатурой – для меня, например, загадка.
С одной стороны – компактность; вес; можно положить ReFace в сумку и играть хоть на пикнике – благо, встроенные динамики и возможность работы от батареек позволяют это сделать.
С другой стороны, большинство профессиональных музыкантов-клавишников имеют невысокое мнение о компактных клавишах. И даже не столько из-за того, что механика подобных клавиатур чаще всего оставляет желать лучшего. Дело в том, что у любого профессионального музыканта есть заученное раз и навсегда понятие о позициях, т.е. расстоянии между нотами.
И если на первый вопрос специалисты Yamaha могут с гордостью может ответить – «компактные клавиатуры линейки ReFace имеют высококачественную профессиональную механику, с деликатно выверенной динамической кривой», то о том, что касается позиций, такого однозначного ответа явно нет.
Можно долго рассматривать плюсы и минусы компактных клавиш, но то, что профессиональному музыканту придется какое-то время адаптироваться к инструменту, совершенно очевидно. С другой стороны, каждый из инструментов Yamaha ReFace имеет полноценные MIDI входы и выходы. Таким образом, подключение к полноразмерной MIDI-клавиатуре не составит никакого труда. В общем, сколько людей, столько и мнений.
{youtube}VxqxovOQ2hc{/youtube}
Yamaha ReFace DX
Начнем подробное исследование инструментов ReFace с синтезатора Yamaha DX.
Как вы, наверное, уже догадались, этот компактный синтезатор является наследником легендарного FM-комбайна Yamaha DX7, впервые выпущенного в 1983 году.
Yamaha DX7 – настоящая легенда, звучание этого инструмента можно встретить повсюду – от записей популярных исполнителей зарубежной эстрады 80-х (Queen, A-ha, Modern Talking), до легендарных электронных треков (the Crystal Method, Kraftwerk, Underworld, Orbital) и даже отечественной «попсы» (Алла Пугачева, Игорь Николаев, Лариса Долина).
За годы своего существования, синтезатор Yamaha DX7 успел стать одним из самых продаваемых синтезаторов в мире, благодаря своей низкой цене и широчайшим тембральным возможностям, основанным на применении нового в те годы частотно-модуляционного (FM) синтеза.
FM-синтез не так прост для новичков, однако он позволяет получить огромное количество самых разных звуков – от классического FM piano и прозрачных FM Bells до плотных современных басов и лидов. Ну а для создания глубоких обволакивающих пэдов FM-синтез практически идеален!
Убедитесь сами:
{youtube}t1DvXBOkO5M{/youtube}
Yamaha ReFace DX следует традициям DX7 - синтезатор оснащен обновленным FM-движком, который звучит на порядок чище и прозрачнее движка оригинального DX7. Движок предлагает 4 оператора (вместо шести у оригинального DX7) с 12 алгоритмами модуляции, а также стандартные модули огибающей и LFO. Кроме того, инструмент оснащен встроенным процессором эффектов и MIDI-лупером. Процессор эффектов содержит 2 слота, для каждого из них мы можем выбрать один из алгоритмов: Distortion, Тouch Wah, Chorus, Flanger, Phaser, Delay или Reverb. Общая полифония инструмента – 8 голосов.
Управление синтезатором осуществляется с помощью 4 сенсорных фэйдеров и кнопок. Также имеется небольшой, но яркий LCD-экран, демонстрирующий все необходимое – типы модуляций, названия пэтчей, глубину управляемых параметров и т.д. В левой части панели синтезатора имеется рычажок управления высотой тона и переключатель октав. Стоит упомянуть, что благодаря наличию сенсорных слайдеров, управление новым Yamaha DX стало значительно проще и интуитивнее, чем на оригинальном DX7. Кроме того, с помощью 4 кнопок выбора и слайдеров очень легко управлять тембром синтезатора в реальном времени.
Yamaha ReFace DX – это единственный из синтезаторов серии ReFace, оснащенный встроенным банком памяти – здесь имеется 4 банка по 8 пресетов в каждом.
В целом, на мой скромный взгляд, Yamaha ReFace DX – это самый интересный инструмент среди 4 новинок. Почему? Ну, во-первых, аналогов DX7 на современном рынке нет, при том что FM-звучание становится все более популярным (сказывается тренд движения в сторону 90-х: Nu-Disco, Hypnagogic, Glo-Fi и все такое прочее). Кроме того, для саунд-дизайнеров и студийных электронщиков компактные клавиши будут скорее плюсом, нежели минусом.
Yamaha ReFace CS
Стоит сразу упомянуть о том, что Yamaha ReFace CS – это не тру-аналоговый синтезатор.
Почему?
А вы еще не устали от этих многочисленных дешевых одноголосных аналоговых синтезаторов, коими переполнен современный рынок? Я, например, устал. Истерия вокруг тру-аналогового звука начала приобретать такие масштабы, при которых люди готовы покупать аналоговые синтезаторы исключительно за то, что они аналоговые. Их звук как бы по умолчанию хорош, и это не обсуждается. Я с этим не согласен, и Yamaha, как мы видим, тоже.
Хотя… Согласитесь, это было бы весьма мило – маленький 100% analog synth на батарейках со встроенными динамиками… Ну да не суть.
Итак, Yamaha ReFace CS – VA-синтезатор, основанный на движке популярного в былые годы синтезатора Yamaha AN1x (помню, я в свое время даже подумывал купить его). AN-движок, к слову сказать, представляет собой процессор физического моделирования поведения тока в аналоговых компонентных схемах. Да-да, всё как на «взрослых» VA-синтезаторах, таких как Nord Lead или Roland AIRA! Полифония инструмента – 8 голосов, так что здесь вполне можно играть аккордами или создавать мощные унисонные тембры.
Каждый из голосов имеет мультирежимный осциллятор с регуляторами Type, Texture и Mod, с помощью которых можно быстро получить весь спектр классических для аналоговых синтезаторов осцилляторных тембров. Суперпила, треугольник, квадрат, саб-осциллятор, hard sync, ring mod, FM и т.д. – все это здесь есть. FM-синтез здесь, естественно, намного более примитивный и простой, чем в ReFace DX.
Далее –классический резонансный LP-фильтр с разрешением 24дБ/окт, 4-фазная огибающая, которая управляет фильтром и усилителем в указанных пропорциях, а также скоростной генератор LFO с треугольной формой волны и 4 целями: amp, filter, pitch, osc.
Имеются и встроенные эффекты – 4 алгоритма (Delay, Phaser, Chorus/Flanger, Distortion), каждый из которых управляется с помощью регуляторов Depth и Rate, а также встроенный MIDI-лупер.
Кстати, Yamaha ReFace CS, как и остальные новинки, не имеет модуляционного колеса - в левой части корпуса расположены только рычажок pitch и переключатель октав.
В целом, несмотря на весьма неплохой звук и приятный дизайн, синтезатору Yamaha ReFace CS предстоит непростая битва за первенство. На современный рынке, перенасыщенном подобными инструментами (Roland Gaia, Roland JD-Xi, Korg Mikrokorg или Novation MiniNova) заинтересовать потенциального покупателя не так не так просто. С другой стороны, Yamaha – это один из самых популярных брендов в нашей стране, так что поживем-увидим.
Yamaha ReFace CP и YC
Yamaha ReFace CP представляет собой невероятно аутентично звучащий эмулятор популярных моделей электромеханических фортепиано. К этим моделям относятся легендарные электрофортепиано Rhodes, Wurlitzer, Hohner Clavinet, Toy Piano, а также собственная разработка компании Yamaha - электропиано CS 80.
Для тех, кто «не в теме»: электропиано – это один из самых популярных клавишных инструментов в мире. Благодаря своему мягкому и тембральным богатому звуку, EP использовались и используются вообще всеми: начиная от джазменов и рокеров 60-х до современных R’n’B и Hip Hop продюсеров.
Вот, например, один из хрестоматийных примеров использования EP Rhodes:
{youtube}DED812HKWyM{/youtube}
Кроме весьма достойной эмуляции собственно звучания винтажных EP, Yamaha ReFace CP предлагает еще и 4 встроенных стомп-эффекта в духе 70-х: тремоло, хорус, дилэй и ревербератор. Каждый из этих эффектов имеет индивидуальные настройки, доступные прямо с лицевой панели. Например, тремоло-эффект может работать в классическом для Hohner Clavinet режиме auto-wah, хорус может быть фазером, а скорость дилэя управляется в реальном времени, что придает звучанию характерный оттенок пленочных дилэев эпохи «теплого лампового звука».
Теперь о Yamaha ReFace YС.
Этот инструмент, в свою очередь, является реинкарнацией другого популярнейшего электромеханического клавишного инструмента – электрооргана. Об электроорганах, я думаю, и говорить отдельно не нужно – звучание этого инструмента знакомо всем, от любителей Hard Rock музыки до тех, кто предпочитает госпелы или джаз.
{youtube}jejadhR_m9w{/youtube}
Новинка, выполненная в ярком и привлекательном красном цвете, предлагает нам 5 типов звучания, включая эмуляцию легендарных электроорганов Hammond, Farfisa и Yamaha YC-45D.
Также имеется мануальное управление органными регистрами, встроенный эмулятор эффекта вращающегося динамика Лесли (с отдельным рычажком) и 3 мастер-эффекта: Vibrato/chorus, Distortion и Reverb.
Движки Yamaha ReFace CP и Yamaha ReFace YC (SCM + AWM2) основаны на воспроизведении мультисемплов, и предлагают 128-нотную полифонию, что предоставляет музыканту невероятную свободу исполнения! Для тех, кто пропустил вступление: микро-клавиши каждого из инструментов ReFace, по утверждению специалистов Yamaha, основаны на механизме клавиатуры флагманских рабочих станций Yamaha Motif XF, и потому имеют великолепное качество и невероятную динамичность! Ну а для тех, кто не приемлет микро-клавиш в принципе, Yamaha ReFace CP предлагает 2 MIDI-порта, которые позволят подключить к инструменту полноценную MIDI-клавиатуру.
В отношении Yamaha ReFace YC подключение MIDI-клавиатуры выглядит вдвойне интересным – ведь таким образом мы можем получить целых 2 этажа клавиш, как на настоящих электроорганах!
_____________________
Все 4 новинки заключены в прочный, качественный корпус и выглядят по-настоящему серьезно, чего и следовало ожидать от такого производителя, как Yamaha.
Для каталогизации пэтчей и управления устройствами ReFace, Yamaha обещает выпустить специализированное iOS приложение Reface Capture, которое позволит обмениваться пресетами, используя сеть Soundmondo. Reface Capture актуален еще и потому, что 3 из 4 синтезаторов ReFace не имеют встроенного банка для хранения пэтчей – всё, как на настоящих винтажных клавишных! Конечно, инженеры Yamaha не забыли полностью «мидировать» новые инструменты, что позволит автоматизировать все параметры каждого из синтезаторов ReFace, используя их вместе с DAW или MIDI-контроллерами, а также – хранить пресеты во внешних программах-каталогизаторах, типа Reface Capture.
Новинки должны поступить в продажу уже в сентябре 2015 года. Ориентировочная стоимость каждого из инструментов - £347.