Slider

Как правильно выбрать MIDI-клавиатуру? Избранное

23 дек 2014 Станьте первым комментатором!
Оцените материал
(7 голосов)

Здравствуйте, дорогие читатели!

С недавнего времени MusicMag TV начал публикацию видеоуроков, в которых мы будем рассказывать о различных аспектах выбора и использования студийного оборудования. Ну а данная серия статей будет дублировать видеосюжеты в качестве конспектов, которые наверняка окажутся не менее полезными читателю, чем наши видеоуроки. 

Сегодняшняя статья – это гид по выбору MIDI-клавиатуры для начинающих, из которого вы узнаете, чем именно MIDI-клавиатуры отличаются друг от друга.

Итак, начнем!

screen-shot-2014-07-14-at-3-30-03-pm

Начать стоит с ответа на вопрос – что же вообще такое MIDI-клавиатура?

 

MIDI-клавиатуры внешне очень похожи на синтезаторы, а иногда – и на цифровые пианино. Однако не стоит путать эти 2 типа устройств. Отличие довольно-таки существенное: синтезаторы и цифровые пианино умеют «звучать», тогда как MIDI-клавиатуры сами звучать не умеют. Этим нюансом и обусловлена разница в цене между ними.

Сравним для примера полноценный синтезатор с ноутбуком – ноутбук одновременно обладает и клавиатурой и компьютерным «мозгом». При таком сравнении MIDI-клавиатура окажется обычной клавиатурой, которая будет бесполезна до тех пор, пока мы не подключим ее к компьютеру.

Используя MIDI-клавиатуру вместе с компьютером, вы получите возможности полноценного синтезатора или цифрового фортепиано! Ну а с учетом того, что мощный компьютер сегодня есть практически в каждом доме, то покупка MIDI-клавиатуры обойдется вам значительно дешевле покупки цифрового пианино или синтезатора.

PianoApprentice angle LgКстати, MIDI-клавиатура - это не только отличная замена полноценному инструменту. Так как компьютер располагает гораздо большими возможностями чем любой hardware-инструмент, то и использование сочетания MIDI-клавиатуры и компьютера может быть гораздо более разнообразным.

Например, MIDI-клавиатура позволяет очень удобно обучиться музыкальной грамоте – для этого имеется целый ряд специальных программ. Композиторы могут записать ноты, наиграв их на MIDI-клавиатуре, и затем – распечатать готовый файл в виде обычного нотного листа. Причем записанные ноты перед этим можно транспонировать, исправить ритмически и так далее.

MIDI-клавиатуры используются музыкальными продюсерами и электронными музыкантами, с помощью этих устройств можно не только записывать звуки в программу-секвенсор, но и управлять различными параметрами программы. Для такого использования удобны мощные функциональные MIDI-клавиатуры, оснащенные большим количеством контроллеров.

MIDI-клавиатуры можно использовать и с «железными» синтезаторами, например, такими, у которых нет клавиатуры изначально.

MIDI-клавиатуры обладают и другими достоинствами – эти устройства удобны, многофункциональны и недороги. Использовать из можно как с синтезаторами-модулями, так и с компьютерами, а с недавнего времени – и с планшетами.

anthru

 
Итак,  MIDI-клавиатура:
  • в сочетании с ПК может заменить синтезатор или цифровое пианино
  • удобна для обучения музыке
  • может пригодится при работе с нотным текстом на компьютере
  • идеальный инструмент для продюсеров и композиторов, использующих программы-секвенсоры (DAW)
  • умеет работать с компьютерами, планшетами или любыми «железными» устройствами, воспроизводящими музыкальный звук – синтезаторами, сэмплерами, грувбоксами и т.д.

Чтобы правильно выбрать MIDI-клавиатуру под вашу конкретную задачу, следует систематизировать все особенности этих устройств и разобраться, какие из этих особенностей являются для вас необходимыми, а какие – необязательны.

Тип клавиатуры.

Собственно сама клавиатура устройства может выглядеть очень по-разному и иметь различные возможности. Вот некоторые из них:

 

обычная полноразмерная клавиатура в духе классического фортепиано:

a-88 angle hands gal

 

мини-клавиатура:

mpkmini ortho lg-5f283c49e76b190a74ae970a9d59d0f3

 

«кнопочная» клавиатура:

129

 

пэд-клавиатура с силиконовыми клавишами:

QuNexus-vonoben

 

сенсорная клавиатура:

A100 TKB Frankfurt 2007

 

клавиатура аккордеонного типа:

axis64-01

 

 

ножная MIDI-клавиатура органного типа:

nord-PK27-0

 

Чувствительность клавиатуры и тип клавиатурного механизма.

Этот раздел в первую очередь касается клавиатур с обычными фортепианными клавишами, но некоторые из указанных здесь нюансов могут быть обнаружены и на других типах клавиатуры. Существует 3 основных типа клавиатурной механики:

synth actionНевзвешенная клавиатура (synth-action). Другие названия этого типа механики – облегченная клавиатура, динамическая клавиатура, клавиатура синтезаторного типа. Этот тип механики самый простой – клавиши такой клавиатуры будут легкими, чаще всего нижняя часть клавиатуры при этом открыта. Такой тип механики точно не подойдет для обучения игре на фортепиано – так как правильно «поставить» руку на невзвешенной механике невозможно. Однако, клавиатуры с такой механикой как правило дешевы, и вполне сгодятся для обучения музыкальной грамоте и ввода простых мелодий в нотный редактор или секвенсор. Кроме того, качественная невзвешенная механика – это вполне достойный выбор для тех, кто планирует играть только на синтезаторах – ведь электронный звук не слишком требователен к динамике клавиатуры.

hammer 2Полувзвешенная механика (semi-weighted). Этот механизм представляет собой облегченный вариант молоточковой механики. Клавиши здесь уже имеют противовес и определенную инерцию, однако молоточков как таковых внутри нет. Играть на такой клавиатуре чуть тяжелее чем на невзвешенной, но с помощью инерции клавиш можно добиться гораздо более широкого динамического диапазона при игре. Грубо говоря – с этим механизмом проще играть пианиссимо (очень тихо), а также проще переходить от одной динамики к другой. Такой тип механики может пригодиться как начинающим пианистам (хотя для них я все же рекомендую использовать взвешенную, молоточковую механику), так и опытным клавишникам, нуждающимся в универсальном отзывчивом инструменте. MIDI-клавиатуры с полувзвешенным механизмом значительно легче по весу, чем их собратья с молоточковой механикой, поэтому многие сценические фортепиано (stagepiano) оснащены именно полувзвешенной механикой. Кроме того, этот тип механики наиболее универсален в использовании – полувзвешенные клавиатуры одинаково удобно использовать и с виртуальными синтезаторами, и с виртуальным фортепиано.

hammer actionВзвешенная механика (full weighted action, hammer action). Другое название этого типа механики – молоточковая. Такой тип клавиатуры имитирует клавиатуру акустических роялей. Внутри MIDI-клавиатуры с молоточковым механизмом, также как и внутри рояля, находятся шпилеры, противовесы, молоточки и демпферы – однако удар здесь производится не по струне, а по специальным сенсорам, которые, считывая информацию о силе удара и нажатой клавише, превращают ее в MIDI-данные. Этот тип механики идеален для начинающих и профессиональных пианистов, так как сочетание качественной взвешенной механики и серьезной VST-программы, имитирующей фортепиано вполне может заменить полноценный цифровой инструмент. Единственный нюанс – такую механику не очень удобно использовать с вирутальными синтезаторами, так как их восприимчивость к динамике нажатия как правило значительно ниже, чем восприимчивость вирутальных роялей. Самые дорогие и качественные механизмы такого типа для полной аутентичности оснащены деревянными клавишами, такими же, как на акустических инструментах.

 

Количество клавиш.

MIDI-клавиатуры могут обладать различным количеством клавиш – как правило, от 25 до 88.

sizes

Естественно, чем больше клавиш, тем MIDI-клавиатура будет больше и тяжелее. Зато на такой клавиатруе вы сможете играть сразу в нескольких регистрах. Например, для исполнения академической фортепианной музыки понадобится MIDI-клавиатура, оборудованнная как минимум 77, а лучше – 88 клавишами. 88 клавиш – это стандарный размер клавиатуры акустических пианино и роялей.

Клавиатуры с небольшим количеством клавиш подойдут для исполнителей на синтезаторах, студийный музыкантов и продюсеров. Самые небольшие из них чаще всего используются для концертного исполнения электронной музыки – такие MIDI-клавиатуры компактны и позволяют сыграть, например, небольшое соло на синтезаторе поверх вашего трека. Также их можно использовать для обучения музыке, записи электронного нотного текста или забивки MIDI-партий в секвенсор. Чтобы покрыть весь регистровый диапазон, на таких устройствах имеются специальные кнопки транспонирования (сдвига октав).

 

USB или MIDI?

Большинство современных MIDI-клавиатур оснащены USB-портом, который позволяет подключать такую клавиатуру к ПК с помощью единственного USB-шнура. По USB клавиатура получает необходимое питание и передает все необходимые данные.

back usb midiЕсли вы планируете использовать вашу MIDI-клавиатуру с планшетом (например, iPad), имейте в виду – часто, планшеты не имеют достаточного уровния электропитания на выходных портах. В таком случае, вашей MIDI-клавиатуре может понадобится отдельный блок питания – разъем для подключения такого блока есть на большинстве серьезных MIDI-клавиатур. Подключение производится по USB, (например, через специальный переходник Camera Connection Kit, в случае использования планшетов Apple).

Если вы планируете использовать MIDI-клавиатуру с каким-либо внешним hardware-оборудованием (например, с синтезаторами, драм-машинами или грувбоксами) – то обязательно обратите внимание на наличие классических 5-pin MIDI портов. Ести такого порта у MIDI-клавиатуры нет, то подключить ее к «железному» синтезатору без использования ПК не выйдет. Имейте в виду, что классический 5-pin MIDI порт не умеет передавать питание, поэтому при использовании этого протокола связи вам понадобится дополнительный блок питания. Чаще всего, при этом можно обойтись подключением так называемой «USB-вилки», т.е. обычного провода USB-220 вольт, или и вовсе «запитать» MIDI-клавиатуру по USB от компьютера.

Дополнительные возможности.

Динамика клавиатуры (velocity). В наши дни уже очень сложно встретить клавиатуру, которая не умеет передавать значение динамики – почти каждая современная клавиатура умеет это делать. Динамика клавиатуры как правило управляет громкостью звука, но может управлять и любым другим параметром по вашему желанию.

Посленажатие (aftertouch) – это дополнительная возможность модуляции звука с помощью клавиатуры. Механизмом посленажатия, как правило, оснащены профессиональные клавиатуры полувзвешенного типа. После того, как вы нажимаете на клавишу и издаете звук, вы можете дополнительно «дожать» клавишу, модулируя какой-то параметр звука. Используется эта возможность чаще всего вместе с синтезаторами. Вирутальные акустические инструменты не нуждаются в такого рода модуляции, однако, иногда и они могут интересно управляться посленажатием (например, с помощью посленажатия очень удобно управлять эффектом «вибрато» вирутальной скрипки).

pianowizard-premier-4Модуляционные колеса (mod wheels). Эти колеса пришли к нам из далеких 60-х годов, когда электронные клавишные инструменты только начинали появляться. Они призваны сделать исполнение на простых типах клавиатуры более экспрессивным. Как правило, колес 2. Первое называется колесо высоты тона (pitch wheel) – оно управляет изменением высоты звучащих нот и используется для исполнения т.н. «бендов». Бенд – это имитация «подтяжки» струны, излюбленного приема блюзовых гитаристов. Проникнув в элеткронный мир, бенд стал активно использоваться и с другими типами звуков. Второе колесо – модуляционное (mod wheel). Оно может управлять любым параметром используемого инструмента – например, вибрато, фильтром, посылом на эффект, громкостью звука и т.д.

Педали. Многие клавиатуры оснащены разъемом для подключения педали сустейна (sustain). Такая педаль продлевает звучание нажатых клавиш, пока мы удерживаем ее. Эффект, достигаемый с помощью педали сустейна ближе всего к эффекту демпферной педали акустического фортепиано. Поэтому, если вы планируете использовать вашу MIDI-клавиатуру в качестве фортепиано, обязательно приобретите такую педаль. Существуют и разъемы под другие типы педали – например, педаль экспрессии (expression). Такая педаль, как и колесо модуляции, может плавно изменять отдельно взятый параметр звука – например, громкость.

pedal 1 display

Контроллеры. Многие MIDI-клавиатуры оснащены большим количеством различных контроллеров – ручек, фэйдеров, пэдов, кнопок и т.д., которые используются для управления звуком а также функционалом самой клавиатуры. Подробнее о контроллерах MIDI-клавиатуры вы сможете прочитать в нашей статье «MIDI-контроллеры».

 

Как играть без задержки звука.

Может быть вы уже столкнулись с неприятным нюансом, который порой возникает при использовании MIDI-клавиатуры с компьютером. Речь идет об ощутимой задержке звука, которая не дает полноценно играть музыку. Возникает такая задержка чаще всего на компьютерах системы PC, а связана она с тем, что ОС Windows не имеет встроенных драйверов потоковой обработки аудиоданных.

Компьютеры и планшеты Apple, напротив, имеют встроенный инструментарий потоковой обработки аудиосигнала, и потому на этих устройствах даже при использовании штатной звуковой карты проблемы с задержкой случаются значительно реже.

asio4all-02-700x345

Для того чтобы избежать неприятностей с задержкой звука на PC нужно просто устрановить необходимые драйвера и правильно их настроить. Драйвер потоковой обработки аудио на PC называется ASIO Driver. Такие драйвера идут в комплекте с любой профессиоанльной звуковой картой. Если же такой карты у вас нет, то можно скачать и универсальный ASIO Driver, который называется ASIO4All. Этот драйвер позволяет работать с любыми звуковыми картами. Настройка такого драйвера выполняется вручную, и сводится к тому, что мы должны установить как можно меньшее значение буфера – чем меньше будет это значение, тем меньше получится задержка. Однако, малые занчения требуют высокой производительности ПК, поэтому устанавливайте их осторожно. Если в звуке появился харакетрный «треск и хруст», значит значения буфера слишком мало – увеличьте его. Как правило, размер буфера в 128 сэмплов позволяет полноценно играть, не чувствуя ощутимой задержки. Можно играть и при значении буфера в 256 сэмплов, однако техничные пассажи здесь уже будут слегка запаздывать. Еще большие значения уже будут вызывать неудобства. Поэтому, если треск не прекращается и при значении в 256 сэмплов, то пора бы задуматься о апгрейде!

 

Примеры MIDI-клавиатур под конкретные задачи.

 

Для исполнения академической фортепианной музыки:

{product id=2412}

{product id=2593}

 

Для сценических пианистов:

{product id=4039}

{product id=648}

 

Для студийных музыкантов и академических композиторов:

{product id=7937}

{product id=4267}

 

Для обучения:

{product id=1509}

{product id=1556}

 

Для музыкальных продюсеров:

{product id=11432}

{product id=1547}

 

Для электронных музыкантов:

{product id=5092}

{product id=5258}

 

Для использования с Hardware-синтезаторами:

{product id=1850}

{product id=3517}

 

Для набросков и путешествий:

{product id=13626}

{product id=5322}

 

На сегодня всё! Надеюсь, наша статья оказалась полезной. Если у вас появились дополнительные вопросы, не стесняйтесь оставлять свои комментарии прямо на этой странице! Мы обязательно ответим вам!

Ваш MusicMag.

Видеоурок по данной статье находится внизу страницы!

Прочитано 8255 раз Последнее изменение 25 дек 2014
musicmag

MusicMag - музыкальный журнал, академия, маркет

Медиа

Комментарии (0)

Рейтинг 0 из 5 от 0 комментаторов
Пока нет комментариев

Оставьте свой комментарий

  1. Posting comment as a guest.
Rate this post:
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?