Идею, которой инженеры компании руководствовались при создании этих гибридных связок, достаточно просто проиллюстрировать: программное обеспечение для музыкантов всегда обладает максимальным объемом возможностей, но ему часто не хватает интерактивности, присущей мощным аппаратным устройствам, которые, кроме того, еще и оснащены специализированными осязаемыми органами управления – потенциометрами, сенсорными панелями, фейдерами. Ну а в случае с синтезаторами – еще и клавишами.
Новые клавишные контроллеры Komplete Kontrol – это аппаратное дополнение к одному из мощнейших комплексных программных продуктов от Native Instruments – Komplete, который включает целый ряд различных софтовых синтезаторов, сэмплеров и приборов обработки звука.
Конечно, также как Maschine или Traktor Kontrol, клавиатуры серии Komplete Kontrol могут работать в режиме обычного MIDI-контроллера с любым сторонним софтом по MIDI-протоколу. Однако, в сочетании с оригинальными программными продуктами от Native Instruments, новые Komplete Kontrol волшебным образом преображаются в мощные интерактивные комбайны, обладающие беспрецедентным уровнем интеграции, который выводит работу со звуком и навигацию в библиотеках пакета Komplete на абсолютно новый уровень!
Новая серия включает в себя сразу 3 продукта – Komplete Kontrol S25, S49 и S61. Главным героем нашего сегодняшнего обзора является младшая модель линейки - Komplete Kontrol S25. Однако, все упомянутые нами особенности также относятся и к двум другим моделям – ведь единственным отличием новых контроллеров друг от друга является количество клавиш – 25, 49 и 61 соответственно. Итак, начнем!
Во-первых, в комплекте с Komplete Kontrol S25 мы обнаружили ключ от минимальной версии NI Komplete – Elements, которая включает в себя 3 софтовых продукта: сэмплер Kontakt, виртуальный синтезатор Reaktor и вируальный стомп-бокс Guitar Rig. Этот набор инструментов включает всё самое необходимое для написания и исполнения музыки в любых жанрах – начиная с сэмплов Венского симфонического оркестра, и заканчивая мощными аналогово-моделирующим синтезаторами и наборами перкуссионных звуков для электронного продакшена. Однако возможностям новых контроллеров все же будет немного тесновато в рамках этого пакета инструментов. Скорее всего, разработчики рассчитывали на аудиторию владельцев полной версии ПО Komplete, ну а всем остальным предложили пробный вариант в расчете на интерес к полной версии пакета. Русскоязычным пользователям NI Komplete в этом смысле, пожалуй, будет чуть проще, чем всем остальным J
Идем дальше. Драйверы для новых контроллеров, специализированное ПО Komplete Kontrol Software, являющееся хабом между Komplete Kontrol S25 и софтовыми продуктами от NI, а также редактор темплейтов Komplete Kontrol Editor для глобальных настроек, мы, по традиции, должны скачать и установить самостоятельно (работа с Mac OS к счастью, не требует драйверов).
Как и в случае с Maschine, новая Komplete Kontrol S25 работает только будучи подключенной к компьютеру по USB, автономного MIDI-функционала у нее нет. В комплекте с контроллером мы обнаружили еще и блок питания, без которого устройство работать тоже не будет.
Внешний вид и клавиатурная механика.
Могу сказать вам абсолютно честно - Komplete Kontrol S25 как внешне, так и на ощупь оставляет ощущение одного из самых качественных MIDI-контроллеров, которые мне когда-либо доводилось держать в руках. И, кстати, – если вам не дают покоя разноцветные лампочки над клавиатурой – мол, «несерьезно выглядит», то их вполне можно отключить! Для этого в Komplete Kontrol Editor имеется специальный пресет – «2001/Kubrick black». К сожалению, качество исполнения Komplete Kontrol S25 довольно сложно распознать по фотографиям, однако при «естественном осмотре» контроллеры выглядят по-настоящему впечатляюще: изящные и точные элементы корпуса, приятные на ощупь чуть тугие безупорные энкодеры и итальянская полувзвешенная клавиатура Fatar соответствуют самым высоким оценкам.
В общем-то если у вас есть определенный опыт работы с аппаратными продуктами от Native Instruments, вы сразу всё поймете – например, навигационная панель и браузер Komplete Kontrol S25 полностью скопированы с аналогичных секций панели контроллера Maschine.
Новое здесь – это энкодеры с мягким и плавным ходом, отдельные небольшие LED-дисплеи под каждым из них, а также сенсорные фэйдеры. Дисплеи выглядят фантастически: их отлично видно под любым углом и при любом уроне освещенности – это отличные индикаторы общего качества Komplete Kontrol S25. Сенсорные фэйдеры также превосходны – они мягкие и отзывчивые; рядом имеется специальная светодиодная шкала для отображения remote-данных.
Единственным замечанием по проводу минималистичного дизайна новой Komplete Kontrol S25, пожалуй, является итоговое небольшое количество контроллеров в целом – всего 8 поворотных энкодеров. Это может в некоторой степени затруднить саунд-дизайн, или привести к необходимости покупки дополнительного MIDI-контроллера. Однако, мне кажется, что новая Komplete Kontrol S25 создана в первую очередь для исполнения и сочинения музыки, а не для саунд-дизайна. Кроме того, новый контроллер будет отличным спутником концертирующим музыкантам, а также – идеальным клавишным дополнением к софтовому сетапу «Maschine-Ableton Live».
Наследие NI Kore
Давайте немного сравним новый Komplete Kontrol S25 с его предшественником – ныне снятым с производства специализированным контроллером для ПО Komplete – NI Kore. Komplete Kontrol, заточенные под работу с Komplete, оснащённые восемью энкодерами, дисплеями и навигационной панелью с функцией браузера, во многом наследуют идеи NI Kore. Однако, основное отличие между этими двумя продуктами скрывается, в первую очередь, в разности из софтовых хабов: Komplete Kontrol Software – намного более узкоспециализированное ПО, нежели Kore Software, и потому новый Kontrol Software лишен как всех недостатков, так и (увы!) большинства достоинств своего предшественника.
Например, в NI Kore присутствовала возможность работы со сторонними VST-плагинами, также он имел мощный функционал создания мультитембральных пэтчей, возможность разделения клавиатуры на зоны (split и layer), и даже возможность использовать отдельные пэтчи в качестве составного элемента других пэтчей. Он был рассчитан на возможность использования как с VST-инструментами, так и VST-эффектами. Он имел свой собственный, глубокий и часто запутанный инструментарий для создания сложных комплексных пэтчей и систему голосового тэггинга и т.д.
Komplete Kontrol, фактически, не имеет ни одной из вышеупомянутых возможностей.
Однако, для многих, я думаю, это будет скорее облегчением, чем разочарованием. Увы, но NI Kore оказался не только слишком сложным и запутанным для большинства пользователей, но и продемонстрировал неумение компании NI поддерживать и развивать изначально не очень удачные или не до конца продуманные продукты. Многие сложные пэтчи в NI Kore попросту не работали...
Пусть Komplete Kontrol Software и обладает более консервативным и узким функционалом, зато он намного более стабилен, интуитивен и удобен в практическом использовании.
Со времен Kore, компания Native Instruments многому научилась (посмотрите, хотя бы, на один из самых успешных гибридных грувбоксов в мире – NI Maschine), и новый Komplete Kontrol Software – один из очевидных примеров изменившегося мышления инженеров. В конце концов, Komplete Kontrol Software наверняка будет расти и развиваться, и – кто знает – не получит ли он в итоге всю мощь функционала Kore, только теперь уже постепенно и продуманно?
Komplete Kontrol Software
Komplete Kontrol Software является хабом между аппаратным контроллером и отдельными инструментами или звуковыми пэтчами пакета NI Komplete. Эта программа, по сути, выполняет всего 2 основных функции: она является упрощенным браузером звуковых пэтчей, также она автоматически присваивает управляемые параметры пэтча физическим контроллерам Komplete Kontrol S25 (включая настройки арпеджиатора и ладовые предустановки).
Использование Komplete Kontrol Software в сочетании с ПО Komplete очень важно – без этого программного хаба Komplete Kontrol S25 потеряет большую часть специфического аппаратного функционала и будет работать только лишь в режиме стандартного MIDI-контроллера.
Komplete Kontrol Software может работать как в standalone-режиме, так и в режиме плагина (в котором Komplete Kontrol Software будет автоматически подгружать выбранные инструменты в программу-хост).
Запущенный Komplete Kontrol Software позволяет увидеть абсолютно всё, что у вас есть из инструментария NI Komplete – каждый отдельный пэтч или пресет. Причем увидим мы их так, будто все они находятся в единой базе данных. Например, вам нужно найти какой-то уникальный звук струнных щипковых или тембр испорченного фортепиано – в любом из подобных случаев браузер отобразит результаты поиска по всем продуктам пакета Komplete – неважно, относится ли искомый пэтч к звукам FM7, пользовательской библиотеке пэтчей Reaktor или сэмпл-пакам Kontakt. Вы можете выбирать между этими пресетами так, будто выбираете между пэтчами сумермощного комплексного синтезатора, причем навигация и выбор нужного тембра осуществляются предельно просто и быстро! Конечно, Komplete Kontrol Software – это дополнительный «слой» программного обеспечения, но на этот раз сочетание программных продуктов выглядит по-настоящему бесшовным!
Использование Komplete Kontrol Software даже с единственным продуктом из пакета Komplete – NI Reaktor, будет более чем оправданным. Все звуковые параметры автоматически прикрепляются к энкодерам Komplete Kontrol S25 легко и непринужденно, при необходимости занимая несколько «страниц», которые мы можем перелистывать с помощью навигационных кнопок S25. Взгляните на LED-экраны контроллера, и вы увидите все управляемые параметры текущего пэтча; прикоснитесь к энкодеру – и вы тут же увидите текущее значение выбранного параметра!
С другой стороны, Komplete Kontrol Software имеет и ряд ограничений. Например, вы не сможете одновременно использовать более одного пэтча. Также, здесь нет возможности создавать наборы пэтчей и переключаться между ними – такая возможность могла бы пригодится во время исполнения лайва. В целом, софтовому хабу нового продукта наверняка понадобится еще какое-то время, для того чтобы превратиться в мощный и универсальный инструмент сценического музыканта. На данный момент, Komplete Kontrol Software является в первую очередь удобным способом навигации в библиотеке NI Komplete, а также способом быстрой привязки звуковых параметров пэтча к физическим контроллерам.
Дополнительный функционал.
То, что мы можем видеть все управляемые параметры пэтча под энкодерами – это, безусловно, неплохо, но это далеко не всё, на что способна новая Komplete Kontrol S25! Рассмотрим дополнительный функционал нового MIDI-контроллера.
1. Ладовые настройки и генератор аккордов. Также, как с Ableton Push, вы можете изменить строй клавитауры Komplete Kontrol S25 в соответствии с настройками различных ладовых шаблонов. Здесь можно выбрать основную ноту лада (тонику) и тип лада. После активации режима, все «ненужные», не входящие в выбранный лад ноты буду автоматически корректироваться на правильные.
Типов ладов здесь много, они включают как стандартные европейские лады – хроматический, мажорный и минорный (гармонический и мелодический), так и более экзотичные – целотонный, пентатонический, цыганский и др. Данный режим в сочетании с классической хроматической клавиатурой выглядит несколько странно, зато он позволит начинающим клавишникам лихо солировать на сцене без особых знаний музыкальной теории и навыков игры на фортепиано. В секции Scale имеется и генератор аккордов, с различными заранее подготовленными аккордовыми темплейтами.
2. Арпеджиатор. Komplete Kontrol S25 оснащена довольно-таки мощным арпеджиатором, имеющим настройки направления – здесь имеются стандартные режимы вверх-вниз, режим воспроизведения в той последовательности, в которой мы нажмем клавиши, а также chord mode, воспроизводящий аккорд гармонически. Также мы можем выбирать различные ритмические паттерны арпеджио, регулировать уровень свинга, октавный диапазон, уровень динамического изменения и продолжительность нот gate.
3. Светодиодные индикаторы. Обычный функционал этих индикаторов несколько раздражает (те, у кого когда-то были синтезаторы CASIO LK меня поймут) – над каждой из нажатых клавиш светодиоды просто начинают гореть чуть ярче. Однако, при использовании индикационной панели со сложными пэтчами NI Komplete, функционал светодиодов из области «диско-диско» переходит в более практичную область отображения remote-данных. Например, индикаторы могут визуализировать зоны разделения клавиатуры внутри отдельного пэтча. Так что использование комплексных перкусионных пэтчей, включающих одновременно барабанные one shots и loops, станет теперь намного более наглядным. Также, светодиоды могут быть интегрированы в пэтчи NI Reaktor. Самые смелые саунд-дизайнеры, использующие этот мощный софтовый синтезатор, уже сейчас могут попробовать присвоить отдельные значения цвету и уровню светимости каждого из LED-индикаторов внутри пэтча также, как сообщество Monome-юзеров в свое время сделало это с сеткой индикационных кнопок Monome.
Кроме того, индикаторы также отображают текущие ладовые настройки и настройки генератора аккордов. Как я уже говорил, светодиодную индикацию можно отключить, однако отключается она только глобально. А ведь было бы крайне неплохо иметь возможность отключения LED-индикации для отдельных пэтчей – например, она может понадобиться для split-пэтчей, а вот при игре на классическом Piano ее захочется выключить...
4. Сенсорные фейдеры. Клавишники с консервативными взглядами (к коим, я, кстати, отношу и себя), возможно, будут не очень-то довольны заменой классических колес высоты тона и модуляции на сенсорные фэйдеры. Но такая замена позволила разработчикам решить сразу две проблемы.
Во-первых, колёса клавиатуры – это первое, что ломается у любого синтезатора или MIDI-клавиатуры при активном концертном использовании. Во вторых, саунд-дизайнерам или любителям звукового процессинга, сенсорные фэйдеры наверняка покажутся более интересным решением ,чем классические колёса – ведь они не только позволяют передавать данные плавно или скачкообразно, но и обладают возможностью визуального контроля параметров. Native Instruments добавили и еще одну новую возможность – управление физическими параметрами. Например, движение вашего пальца по поверхности сенсора может быть трансформировано в «бросок» объекта в виртуальном гравитационном пространстве (например, как в легендарной компьютерной игре Arkanoid) – подобным функционалом, например, оснащен знаменитый сенсорный MIDI-контроллер Jazzmutant Lemur. Так что использование физических параметров сенсорных фейдеров может стать еще одной областью применения фантазии саунд-дизайнеров.
Возможности MIDI-контроля
Без подключения к компьютеру, Komplete Kontrol S25 увы – не функционален, а для полноценной работы с NI Komplete ему требуется специализированное ПО. Однако, новый контроллер вполне может быть использован и с другими программами – в режиме стандартного MIDI-контроллера. Как и в Maschine, здесь присутствует возможность быстрого переключения между режимом управления продуктами от NI и режимом стандартной передачи MIDI-данных.
Начнем с не очень приятных нюансов. Например, без использования специализированного приложения Komplete Kontrol Software, вы не сможете использовать арпеджиатор, ладовые или аккордовые настройки устройства... Что ж, будем надеяться, что этот нюанс будет исправлен в последующих обновлениях прошивки. Светодиодная шкала над клавиатурой, увы, не отвечает на MIDI-сообщения, так что использование индикаторов с MAX/MSP также невозможно. Пользователи NI Reaktor оказались в этой ситуации единственными счастливчиками с прямым доступом к управлению светодиодами Komplete Kontrol S25.
Все остальное, впрочем, вполне работает. Например, транспортная панель устройства предварительно настроена под передачу данных Mackie Kontrol, так что ее можно использовать с любой DAW. Энкодеры контроллера передают любые выбранные вами CC-сообщения, кроме того вы можете отредактировать тэги контроллеров, отображаемые на экранах устройства.
Приятнее всего, что в режиме MIDI-контроллера мы можем разделить клавиатуру (split), а светодиодная шкала будет визуализировать границу разделения. Редактирование физических параметров сенсорных фейдеров здесь тоже доступно.
В целом, новая Komplete Kontrol S25 выглядит вполне годной с точки зрения MIDI-контроллера. Новая клавиатура, конечно, чересчур дорога, чтобы рекомендовать ее как универсальный MIDI-контроллер. Однако, если инженеры NI все же решат добавить функционал арпеждиатора, аккордового генератора и ладовые сетки к стандартному MIDI-функционалу, то я, возможно, пересмотрю свое мнение.
Итоги
Итак, все любители NI Komplete, получили, наконец специализированный клавишный MIDI-контроллер! В целом, минусы нового устройства довольно-таки очевидны: это и цена, и привязка к управлению фирменным софтом от NI, и невозможность работы без подключения к ПК...
Однако, несмотря на все эти очевидные недостатки, новый контроллер мне все же понравился. Аппаратный дизайн Komplete Kontrol S25 и минимализм первой версии Komplete Kontrol Software явно обещают множество обновлений, исправлений и нововведений – так что новинка выглядит весьма перспективной. Особенно ярко заметны перспективы нового контроллера в области, касающейся саунд-дизайна в Reaktor и Kontakt.
Итак, если вы готовы потратить несколько больше, чем обычно – вы получите отлично спроектированный MIDI-контроллер с качественной клавиатурой, возможностью быстрого доступа к пэтчам NI Komplete, а также очень хорошими перспективами дальнейшего развития.
{product id=8728}
{product id=8727}
{product id=8726}