Как известно, синтезаторы бывают разные, и этому разнообразию мы целиком и полностью обязаны огромному ареалу применения синтезаторов, а также разнообразным потребностям музыкантов.
Однако, электронщики часто остаются не удовлетворены предлагаемыми возможностями доступных на широком рынке синтезаторов, и, потому, стремятся найти что-то особенное вне рынка коммерческих инструментов.
Приведем один из примеров - в эпоху зарождения жанра clicks & cuts, музыканты из электронного коллектива OVAL в поисках нового звучания изобрели оригинальный способ получения уникальных, «живых» звуковых артефактов. Они записывали звук на СD, после чего рабочая поверхность диска повреждалась различными способами: на ней рисовали маркером, царапали и т.д. В итоге запись ресемплировалась с помощью профессионального CD-плэйера.
Существуют и целые направления в современном искусстве, посвященные поиску специфических электронных тембров. Например, к ним относится circuit bending – намеренное внесение небольших изменений в схематику электромузыкальных устройств (как правило, дешевых музыкальных игрушек или детских синтезаторов). Этот художественный дилетантизм в инженерии часто приводит к тому, что устройства попросту сгорают. Однако, иногда перед смертью они успевают издать несколько странных звуков. В случае же особого успеха, инженеру-дилетанту удается не только не сжечь прибор, но и взять под контроль какие-то новые, изначально скрытые способы модуляции тембра.
И даже всем известный MOBY, используя в своей музыке винтажные синтезаторы или драм-машины, зачастую акцентирует внимание слушателя именно на их недостатках – своеобразных шумах, помехах или случайностях воспроизведения. «Ненавижу стерильные записи» - говорит он в одном из своих интервью – «жизнь – шумная и грязная штука, и я не вижу причин лишать мои записи этого шарма».
Таких примеров существует множество, и они доказывают: элекронщиков часто вдохновляет именно нетрадиционный подход к созданию звуковых тембров, так как он всегда гарантирует необычный, уникальный результат.
Один из вариантов этого подхода – сконструировать и собрать свой собственный, уникальный синтезатор. Именно таким путем пошли молодые музыканты и инженеры из Чехии Вацлав Пелоушек (Vaclav Pelousek) и Онджей Мерта (Ondrej Merta). Молодые люди попросту не смогли отыскать на современном рынке инструмента, который бы соответствовал их эстетическим взглядам , и потому решили сделать этот инструмент самостоятельно. В итоге, идея молодых людей привела к появлению нового бренда BASTL INSTRUMENTS, под которым, спустя всего несколько лет, мы обнаружили уже целый ряд удивительных устройств ручной сборки от Вацлавя и Онджея.
______________________________
Вацлав и Онджей заинтересовались созданием собственных синтезаторов неколько лет назад. Тогда они учились в музыкальном колледже, и почти ничего не знали о программировании – все необходимые знания им пришлось получать самим, из интернета. Перепробовав множество различных форматов и техник, ребята остановились на определенной схеме, которая теперь присутствует на всех синтезаторах от BASTL Instruments.
«Нашей идеей было создать инструменты, интересные в первую очередь музыкантам» – говорит Вацлав – «это должны были быть максимально универсальные и удобные устройства с продуманным и логичным интерфейсом и управлением. Ну и, конечно, они должны были звучать так, как нам нравится».
А нравились молодым инженерам такие кардинальные идеи и направления электронной музыки, как философия clicks & cuts, моделирование физических сред , 8-битная музыка и circuit bending. В итоге, идеи и инженерные навыки Вацлава и Онджея, остро приправленные авангардной идеологией этих направлений синтетического искусства, получили свое яркое проявление в устройстве и звучании синтезаторов от BASTL Instruments.
«Мы очень любим глич и различные цифровые артефакты, которые особенно ярко проявляют себя на винтажном цифровом оборудовании» - говорит Вацлав, – «Звукообразование, основанное на таких случайностях выходит за рамки привычного синтеза тональных звуков – в нем, наравне со стандартными элементами, участвуют эффекты цифрового алиасинга, или, например, какие-то случайные звуки, возникающие при перегрузке микропроцессора. Нас вдохновляет идея работы именно с цифровым движком, потому что он крайне пластичен в этом смысле».
Все устройства от BASTL Instruments – это инструменты ручной сборки, изготовленные на основе популярнейшего среди программистов-любителей микропроцессора Arduino. Производство этих приборов, начиная с проектирования, и заканчивая пайкой и сборкой корпусов, проходит полностью в Чехии (отдельно изготавливаются только лишь печатные платы). Кстати, «BASTL» – это германоязычное сленговое словечко, которое в переводе с чешского обозначает «самодельная электроника».
Как и было задумано молодыми людьми, синтезаторы получились действительно простыми, гибкими и универсальными – и для инженеров, и для музыкантов. Например, модули из серии Trinity основаны на одном и том же DSP и имеют идентичную схематику – отличается только их программный код. Музыкант может использовать как готовые запрограммированные модули, так и модули с чистым DSP или наоборот –попробовать приспособить программный код синтезаторов BASTL к собственной аппаратной платформе, основываясь на знаниях, полученный из сети интернет. «Это – как иное, параллельное будущее электронной музыки» - говорит по этому поводу Вацлав.
BASTL Instruments – молодая компания, которая не стоит на месте и постоянно развивается. Например, недавно основатели компании заявили, что собираются выпустить все свои устройства еще и в формате Eurorack, т.е. в виде классических модулей, совместимых с большинством стандартных модульных систем.
Как пишет Вацлав, планируется также ввести и соврершенно новые, еще более экспериментальные модули, которые должны будут объединить вероятностность поведения физических объектов в ньютоновском пространстве с электрическими управляющими импульсами. Например, вы сможете перезапускать LFO синтезатора с помощью капающей воды, или управлять шириной импульса осцилляторов с помощью температуры плазмы в обычной лава-лампы. Выглядит очень многообещающе, полюбуйтесь сами:
______________________________
Мы начнем исследование приборов от BASTL Instruments с рассмотрения синтезаторов модульной системы Trinity. Выглядят эти инструменты не слишком серьезно – так, наверное, могли бы выглядеть синтезаторы, если бы их изобрели герои 8-битных игр. Однако, каждое из этих устройств, несмотря на кажущуюся «игрушечность», обладает мощным звукообразовательным функционалом и богатыми возможностями межмодульной коммутации.
Рассмотрим возможности устройств поподробнее:
• DRUM – это 6 голосная драм-машина, основанная на LO-FI сэмплах, с возможностью загрузки в память прибора собственных звуков. DRUM оснащен 32-шаговым секвенсором с функцией сохранения паттернов, метрономом, автоматической квантизацией, различными регулируемыми параметрами, такими как sample rate, time stretch, cut, distortion и т.д.
• POLY – 3-голосный полифонический синтезатор с субтрактивным движком и возможностью FM-синтеза, оснащенный мультирежимным резонансным фильтром с 4 режимами, LFO и ADSR-огибающей.
• MONO – FM синтезатор с 8 алгоритмами конфигурации осцилляторов, различными формами волны и параметрами модуляции, такими как harmonic multiple of carreer freq, detune, mod amount, а также назначаемым LFO с 8 формами волны.
• SQNCR – midi-секвенсор, имеет 3 дорожки по 32 шага, 16 паттернов, функцию tap tempo, step repeater и возможность редактирования MIDI-данных «на лету».
Кроме того, каждый из этих инструментов обладает полной MIDI-имплементацией, поддерживает прием и передачу MIDI-clock, имеет память для сохранения пэтчей, и возможность remote-управления.
Неплохие возможности для таких малышей, не правда ли?
Все модули системы Trinity могут работать как по отдельности, так и соединенные специальными 3-pin коннекторами: в этом режиме устройства будут получать MIDI-данные с модуля секвенсора (такие, как MIDI Clock или Note number). Коннекторы также могут распределять питание между модулями, так что для подключения системы Trinity к сети понадобится только один блок питания. Кстати, приборы могут также работать и от 9-вольтовых батареек. Еще по 3-pin, от прибора к прибору передается аудиосигнал – мы можем получить сумму звучания всех модулей на аудиовыходе последнего модуля в цепи, либо вывести аудиосигналы приборов поканально, через микшер.
Стоит отметить, что несмотря на компактные размеры и малое количество контроллеров, модули довольно-таки удобно управляются – для этого каждый из инструментов системы Trinity оснащен тремя поворотными регуляторами и кнопкой переключения страниц настроек.
Теперь поговорим о звучании инструментов.
Прежде всего стоит уяснить – синтезаторы BASTL Instruments – это не дешевые самодельные копии классических VA-синтезаторов, а нечто абсолютно другое. Мы уже говорили о концепции инженеров компании, которая предполагает, что самое интересное в электронном звуке – это его непредсказуемость. Устройства серии Trinity, даже с учетом того, что их звуковая архитектура во многом основана классическом VA-синтезе – это, в первую очередь, устройства экспериментальные.
Конечно, синтезаторы Trinity умеют генерировать и классические тональные пэтчи... Однако, даже такие пэтчи здесь будут звучать немного нестабильно и зернисто. Очень хорошо звучание устройств Trinity отображает англоязычное словечко «sloppy», которое обозначает легкий дрифт и подвижность в настройках пэтчей аналоговых синтезаторов. Такое sloppy -звучание достигается здесь сразу по нескольким причинам: во-первых, это 8-битные ЦАП, придающие звуку определенную угловатость и грубость, во-вторых – обилие встроенных «ухудшайзеров», таких как дециматоры и овердрайвы, которые есть в большинстве этих устройств, ну а в третьих – это определенные алгоритмы работы CPU приборов, которые часто приводят к появлению overload-эффектов, придающих Lo-FI звучанию модулей дополнительную живость.
Например, запрограммированная внутри модуля DRUM барабанная секвенция, никогда не будет звучать однообразно – паттерн, при каждом цикле воспроизведения, будет немного варьировать звучание. Ну а управление классическими параметрами синтезаторов POLY и MONO, такими как огибающие или фильтр, часто имеет довольно-таки оригинальный и непредсказуемый результат – это происходит из-за алиасинга дискретности модуляционных параметров, а также, из-за систематических случайностей в работе процессора.
Одна из самых интересных областей применения синтезаторов Trinity – это генерация живых и подвижных пульсирующих секвенций, свойственных для атональной электроники. Но на этом ореол возможностей применения синтезаторов Trinity не заканчивается! Например, любой из этих приборов может послужить великолепным осциллирующим модулем для sample-based синтеза и динамической обработки.
Подумайте сами – что может быть интереснее, чем заменить осцилляторы классического субтрактивного синтезатора с простыми формами волны на удивительно разнообразные glitch-юниты? Или использовать вместо скучных сэмплерных библиотек собственноручно записанные экспериментальные аудиофрагменты? При таком применении, звучание синтезаторов Trinity поднимается на новый уровень – секвенции trinity можно обработать динамическим аналоговым фильтром, или пропустить через gate-эффект... Ну а для любителей 8-битной эстетики, приборы системы Trinity могут стать настоящей панацеей от скуки!
Кстати, синтезаторы серии Trinity отлично подойдут не только для звукогенерации, но и для исполнения лайвов. Например, секвенсор SQNCR позволяет перезаписывать все данные без остановки секвенсора, как это обычно бывает на «лайвовых» грувбоксах. Также здесь есть несколько паттернов и режим Step Jump – эти возможности позволяют разнообразить звучание грува на сцене. Ну а остальные модули имеют очень удобную функцию GLOBAL MODE, которая позволяет управлять параметрами всех звуков модуля одновременно.
Для общения системы Trinity с внешним миром, у BASTL Instruments предусмотрен специальный модуль – MIDI bastl, который преобразует классические MIDI-сигналы в формат системы Trinity. Этот специализированный модуль позволяет управлять приборами Trinity с помощью внешних MIDI-контроллеров (напоминаю – все модули имеют полную MIDI-имплементацию), а также синхронизировать их с другим hardware-оборудованием.
Кроме того, MIDI bastl умеет работать и в автономном режиме, преобразуя MIDI в различные другие управляющие сигналы, например, в CV clock для приборов Korg Volca, Monotribe, Gameboy Nanoloop и LSDJ или DIN Sync 24/48. Давно мечтали о недорогом MIDI-CV конвертере? Теперь вы знаете где его искать!
Для любителей клавишных синтезаторов у BASTL Instruments тоже имеется кое-что интересное – это полифонический экспериментальный звуковой модуль XOR. Синтез звука в этом необычном устройстве основан на логических функциях AND или OR, которые, в сочетании с классическими wavetable-операторами и 6-голосной полифонией открывают доступ к палитре интереснейших цифровых тембров и необычных модуляций.
XOR очень напоминает синтезаторы POLY и MONO, однако, он в первую очередь создан для мелодических линий. XOR обладает меньшими модуляционными возможностями, зато на нем можно играть аккордами! А еще здесь есть встроенный арпеджиатор с различными паттернами и возможностью синхронизации темпа по MIDI. Кстати, чтобы использовать XOR с MIDI-клавиатурой, не забудьте подключить к нему MIDI bastl – встроенного 5-pin MIDI разъема у XOR нет. Что касается звучания устройства – то это, пожалуй, самый «8-битный» из всех инструментов от BASTL Instruments – его мелодизм и мягкие хрустящие модуляции больше всего напоминают звучание звуковых движков игровых приставок!
И наконец – «флагман» от BASTL Instruments – мощный гранулярный синтезатор MicroGranny. Звучание этого экспериментального сэмплера основано на гранулярном сэмплерном движке - такой синтез звука предполагает создание тембров на основе разбитых на очень короткие фрагменты аудиосэмплов. Здесь имеется 6 слотов для загрузки сэмплов, в каждом слоте мы можем управлять высотой используемого сэмпла, точками старта и лупа, размером гранул, скоростью их смещения и т.д. Шесть звуков внутри одного пресета не могут звучать одновременно, но мы можем мгновенно переключаться между ними с помощью кнопок быстрого доступа.
MicroGranny, как и его младшие братья-модули Trinity, дополнительно оснащен биткрашером, генератором огибающей и LFO. Этот уникальный инструмент подойдет для создания как темперированных мелодических тембров, так и абстрактных звуковых текстур, дронов и секвенций. Он имеет ту же эспериментальную направленность, что и остальные синтезаторы от BASTL Instruments, однако его звучание может быть гораздо более классичным. Например, этот прибор можно использовать как обычный недорогой sample-player. Однако, самое интересное в MicroGranny – это создание гранулярных пульсирующих тембров, полностью преображающих звучание сэмпла.
MicroGranny оснащен классическим MIDI-портом, и прекрасно управляется как с MIDI-клавиатуры, так и с помощью контроллеров – инструмент полностью MIDI-имплементирован и имеет режим мелодической игры. Кроме того, продолжительность звучания и смена отдельных звуковых гранул могут быть синхронизированы с MIDI clock. Сэмплер устройства позволяет использовать монофонические wav-сэмплы с частотой дискретизации 22050 Гц, 8/16 бит. Грузить и хранить сэмплы можно с помощью micro SD карты, кроме того прибор оснащен встроенным микрофоном, который позволяет записывать звук в формате 22050 Гц, 8 бит.
Память MicroGranny имеет 10 банков по 60 пресетов в каждом, итого мы можем одновременно использовать до 360 пэтчей.
______________________________
Итак, мы рассмотрели линейку устройств от чешской компании BASTL Instruments. Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть уникальность этих синтезаторов – ведь проекты подобного рода далеко не всегда добираются до стадии серийного производства. Конечно, любителям классического синтеза, инструменты от BASTL Instruments могут показаться слишком странными, однако, музыкантам, в душе которых живет тяга к различным шумам, искажениям и странностям звукообразования они наверняка придутся по душе!
Кстати, устройства от BASTL Instruments имеют невероятно низкую цену – расширить свой звукообразующий сетап одним из модулей BASTL по карману каждому электронщику. Ну а еще дешевле будет купить такое устройство в виде комплекта для самостоятельной сборки. Вы давно мечтали научится паять, но не могли найти ничего, с чего было бы интересно начать? Или вам хочется получить тот же звук, но в собственном, уникальном корпусе? Все это тоже возможно, ведь BASTL Instruments – это не только интересные синтезаторы, это еще и идеальные радио конструкторы для начинающих!
Ознакомиться с каталогом инструментов BASTL Instruments и приобрести их вы можете вот здесь.