ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Устройство, о котором пойдет сегодня речь, называется OTO BISСUIT - это довольно нестандартный прибор, причем нестандартный во всех отношениях. Произведен он во Франции практически вручную, все компоненты прибора также изготовлены в Европе. Так что ни аудиоразъемов «Чунь-Хунь», хорошо знакомых нам по недорогим аудиоинтерфейсам именитых брендов, ни «классических муговских ручек», кои также производятся в Китае, вы здесь не найдете – OTO BISCUIT прибор элитный, и сравнить его можно скорее с платьем, пошитым в ателье, нежели с брендовой бутиковой одеждой. Что же за сущность скрывает столь тщательно выверенная компонентная база устройства? Скрывает она сразу две ипостаси - динамическая обработка звука и звуковой синтез. Проще говоря, OTO BISCUIT– это сразу 2 прибора в одном корпусе: первый умеет обрабатывать входящий сигнал с помощью разнообразных встроенных инструментов, многие из которых являются уникальными, второй создает, то есть синтезирует аудиосигнал – в этом режиме прибор оснащен всеми необходимыми любому синтезатору элементами, а также имеет на борту шаговый секвенсор. Чтобы переключить режим прибора, придется его перезапустить – одновременно с обеими своими ипостасями OTO BISCUIT, увы, не справляется. Но поверьте – это не такое уж большое упущение, учитывая во внимание все особенности, о которых я обязательно расскажу чуть далее. Итак, рассмотрим внимательнее каждое из амплуа прибора…
ИСКУССТВО РАЗРУШАТЬ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ "БИТКРАШЕР"
Такой подзаголовок сам напрашивается на ум, когда начинаешь говорить и о приборах обработки, к семейству которых OTO BISCUIT имеет непосредственное отношение. Это так называемые «биткрашеры» (bitcrusher), в народе называемые «ухудшайзерами». Если попытаться описать принцип их действия технически – эти цифровые по своей природе приборы усиливают степень дискретности проходящего через них звука с помощью понижения частоты семплирования и битности аудиосигнала. Это приводит к особому звучанию, которое можно охарактеризовать довольно разнообразными эпитетами - звук становится более резким, пронзительным, рычащим, агрессивным, в нем начинает проявляться дикая, необузданная сторона цифровой природы – разнообразные щелчки, цифровые артефакты, пилообразные шипения и трески, бульканья и завывания. Каждая «шероховатость» звукового полотна акцентируется, звук словно ощеривает пасть тысячей подробностей, выпячивая свою поднаготную на всеобщее обозрение.
Здесь может возникнуть вопрос – зачем же «ухудшать» звук, если музыкант или саунд-дизайнер чаще всего наоборот, стремится к качеству звучания? Ответ вы найдете в далеком 1958 году, когда влиятельный американский гитарист и рок-н-ролльщик того времени Link Wray при записи своего сингла Rumble впервые догадался выкрутить ручку входящего сигнала комбо-усилителя чуть сильнее чем обычно – так появился знаменитый эффект «overdrive» - который по сути своей находится в той же области «ухудшайзеров». Изобретенные Линком Рэем эффекты овердрайва, дисторшна и фузза, горячо любимые и сегодня, есть не что иное как намеренное грубое ограничение аудиосигнала по амплитуде, то есть вмешательство в тембр звука, его «ухудшение», используемое для достижения определенных художественных результатов (вспомните, как при аудиозаписи звукорежиссеры наоборот, стремятся избежать этого эффекта).
Биткрашеры «ухудшают» звук несколько иным образом. Характер работы таких приборов при малых значениях больше всего напоминает ламповое насыщение, при средних – нечто наподобие гитарного овердрайва или фузза. При максимальных значениях, когда битность понижена почти до предела, форма волны становится максимально геометричной, а звучание обработанного таким прибором аудиосигнала заставляет вспомнить о старых добрых временах, когда мы часами просиживали перед экранами телевизора, гоняя в «танчики» или «контру». Да-да, помимо прочего, биткрашеры могут заставить звучать ваш Moog будто на нем играет сам Super Mario!
Но, конечно, эмуляцией чиптюна арсенал таких приборов не ограничен – природа любых звуковых искажений имеет довольно бурный и сложный характер, что заставляет звук, обработанный биткрашером, заново «ожить». Особенно такие приемы любимы современными экспериментальными электронными музыкантами, для которых «живость» звука, его самобытность, важны в первую очередь. Обратите внимание, например, на творчество французкого музыканта-экспериментатора Фрэнка Смита, скрывающегося под псевдонимом Zviij и активно применяющего OTO BISCUIT в своем творчестве. В его сетапе вы, кстати, также можете заметить кой-какие из приборов от Elektron, Sherman и Moog. Zviij в свою очередь вдохновляется звуковыми экспериментами всем известных электронных музыкантов и проектов, таких как Aphex Twin, Autechre, Pan Sonic, Venetian Snares…
ЛОМАЙ МЕНЯ ПОЛНОСТЬЮ!
Итак, вкратце уяснив что такое биткрашеры и зачем нам может захотеться «ухудшить» звук, перейдем-таки к рассмотрению собственно OTO BISCUIT. Вот он перед нами. Черный компактный металлический корпус, небольшой вес, 6 поворотных регуляторов, 3 круглых и 8 квадратных кнопок. Сзади – 4 разъема 6,35 mm jack (стереовыход и стереовход), 2 MIDI-порта, гнездо питания, кнопка включения. Выглядит все очень качественно.
Начнем с того, что прибор, как и большинство гитарных педалей, оснащен функцией “true bypass” – это значит, что даже выключенный прибор будет пропускать через себя любой звук без какого-либо воздействия на него. Но мы прибор все же включим. Пока он загружается, подсветка нижнего ряда кнопок переливается красным цветом – это означает что прибор находится в режиме обработки звука (в режиме синтезатора подсветка при загрузке будет мигать белым цветом).
Итак, прибор включен. Что же мы можем с ним сделать? Собственно, помимо оригинального биткрашера, прибор обладает целым рядом дополнительных функций, позволяющий экспериментировать со звуком весьма разнообразно. Например, здесь есть стереофонический мультирежимный аналоговый фильтр с резонансом, работающий в 3 режимах. Фильтр мягкий, специально подобранный, для того чтобы сбалансировать жесткое звучание биткрашера, поэтому в крайних значениях резонанса «самовозбуждения» фильтра мы не услышим. Еще в приборе содержится целых 8 дополнительных алгоритмов эффектов, включающих как привычные CHORUS, DELAY или TREMOLO (однако, в непривычном 8-битном варианте) так и уникальные WAVESHAPER, LOW ALTERNATE RECTIFYING или FILTER SEQUENCER. Собственно, различные настройки этих эффектов, биткрашера и фильтра и составляют основной арсенал прибора в данном режиме (не забывайте, он может быть еще и синтезатором!) – арсенал уникальный и богатый, заменяющий, например, целый набор педалей от Moog.
Итак, рассмотрим по порядку все органы управления:
Регулятор DRIVE может разогнать входящий аудиосигнал впоть до + 15 дБ, что позволяет подключать к прибору любые источники звука – микрофоны, электрогитары, портативные плэйеры - все что захочется. С обычным линейным сигналом также можно поработать – например, слегка «перегрузить» его, добавив классического овердрайва или даже дисторшна.
Регуляторы NAKED и DRESSED, отвечают за уровни чистого и обработанного аудио. Для чего это нужно? Очень просто. Так как прибор цифровой и использует AD-DA конвертеры, пропущенный через них звук будет уже окрашенным. Поэтому, разработчиками прибора была предусмотрена возможность смешивать чистый звук с обработанным в любых пропорциях, что часто и приводит к самым интересным результатам. Конвертеры здесь, кстати, непростые – 8-битные, для придания звуку специфического теплого и хрустящего «вафельного» оттенка (недаром этот маленький прибор зовется «бисквит»).
Дальше посмотрим вниз – на ряд из 8 квадратных кнопок. Это – «биты» обрабатываемого звука. Каждый из них может быть активирован, заглушен или перевернут – технически это довольно сложно объяснить, но представьте себе что ваш звук имеет 8 слоев, каждый из которых обладает своей собственной формой волны, кусочки которой вы можете «выстригать», переворачивать или менять местами, так как вам вздумается. Эдакий звуковой пэчворк. Звучит это довольно специфично – эксперименты с данной функцией могут как художественно исказить аудиосигнал, так и привести к частичному или полному ресинтезу обрабатываемого звука. Вот такое изображение, например, демонстрируют разработчики прибора в инструкции:
Идем дальше, слева направо:
Круглая кнопка BYPASS для временного отключения прибора.
Регулятор CLOCK, отвечающий за снижение частоты дискретизации звука. С помощью этой ручки происходит максимально возможное «уничтожение» звука, приводящее в крайнем значении регулятора к весьма категоричному результату. Марио и черепашки ниндзя живут где-то неподалеку J
Круглая кнопка BRAIN, активирующая дополнительные эффекты. Об эффектах стоит упомянуть отдельно. Во-первых, работают они одновременно с регулятором дискретности, переключателем бит, и конечно, фильтром, не говоря уже о input gain, придавая завершающие «штрихи напильником» вашему саунду. Эффектов здесь 8. Изначально их было 4, но разработчики прибора, являясь настоящими фанатами своего дела, постоянно совершенствуют и расширяют функционал своего детища. Каждый из эффектов имеет свои индивидуальные режимы работы и настройки. Переключаться между режимами мы будем с помощью нижнего ряда кнопок, а управлять значениями параметров – с помощью регулятора CLOCK. Кстати, в некоторых режимах этот регулятор одновременно действует и по прямому назначению, что довольно странно.
И, наконец, еще 2 ручки FREQ и Q, и круглая кнопка FILTER – это аналоговый фильтр, эффектно завершающий звуковую архитектуру прибора. Технически фильтр расположен сразу после 8-битных цифро-аналоговых конвертеров, что придает конечному звучанию прибора мягкость, свежесть и глубину – эдакая «кремовая розочка» на «бисквитном пирожном». Ручки отвечают за частоту среза и резонанс, кнопка переключает 3 типа фильтра – низкочастотный (LP), высокочастотный (HP) или полосной (BP). Фильтр также позволяет эквализировать звук, акцентируя отдельные его частоты – для этого используем вышеупомянутые кучки DRESSED и NAKED.
Дополнительные эффекты здесь есть следующие:
WAVESHAPER с 8 различными алгоритмами. Этот эффект, название которого дословно можно перевести как «волнорез», схож по принципу действия с модулем, позволяющим отключать и инвертировать биты звука, однако сильно отличается по звучанию – здесь задействованы даже собственный генератор огибающей, управляющий громкостью и фильтром прибора. Среди алгоритмов работы имеется классический фузз, частичное изменение высоты сигнала, и даже генерация новых форм волны на основе анализа спектра, т.е. настоящий ресинтез. Вот так принцип его работы иллюстрируют разработчики:
VIBRATO/CHORUS. Звучание этих эффектов мягкое, флэнждера или частотной модуляции добиться не выйдет. Но, учитывая «деструктивную» природу основных параметров прибора, оно и не нужно. Вибрато или хорус здесь наоборот, смягчают и наполняют формируемый тембр.
DELAY. Этот эффект здесь довольно необычный - монофонический, и берет сигнал для обработки только с левого входящего канала, при этом подмешивает генерируемые отражения как к «чистому» так и к «обработанному» звуку. Одним из управляемых параметров является тип привязки к временной сетке (если дилэй темпозависимый) – варианты переключается в реальном времени с характерным звуковым эффектом, похожим на звук «подбираемой монетки» из компьютерных игр. Также мы можем регулировать уровень фидбэка, вплоть до самовозбуждения сигнала (привет парням с Ямайки!), или отключив темпозависимый режим, управлять скоростью дилэя с помощью регулятора CLOCK, «скручивая звук в тугую пружинку».
PITCH SHIFTER в OTO BISCUIT агрессивный - пониженный или повышенный по высоте сигнал ощутимо отличается от сигнала оригинального - как тембром, так и плотностью. С помощью этого эффекта у меня получилось создать объемную и живую басовую секвенцию, балансируя между обработанным искаженным сигналом с измененной высотой и оригинальным чистым тембром. Можно выбрать между понижением на 1 или 2 октавы или квинту, эффектом detune и повышением на малую, большую терции, квинту или октаву. На мой взгляд, для «полного набора» здесь не хватает кварты.
LOW ALTERNATE RECTIFYING – уникальный эффект, являющийся по сути дисторшном с одновременным понижением сигнала на 2 октавы. Прекрасно работает с лидовыми звуками, добавляя к их звучанию густой и агрессивный басслайн.
TUBE CLIPPER – еще один уникальный эффект. В названии подразумевается, что обработанный сигнал будет напоминать аудио, пропущенное через ламповый усилитель с небольшим перебором по амплитуде, что обычно порождает характерные звуковые «щелчки». На деле же виртуальная «лампа» звучит не совсем характерно… даже совсем не характерно, учитывая 8-битные аудиоконвертеры. «Щелчки» акцентируют внимание на тембральных изломах, свойственных для аудио с низкой дискретностью. В итоге звук приобретает явный чиптюновый уклон, насыщенный обилием цифровых артефактов. Я попробовал пропустить через этот эффект классическое EP, и получил на выходе абсолютно неожиданный результат!
AR ENVELOPE FILTER– это так называемый «envelope follower», эффект, постепенно набирающий особую популярность. Например, вы также найдете его в приборах обработки Waldorf 2-pole или Sherman Filterbank. В среде гитаристов этот эффект называется “auto-wah” и представляет собой генератор огибающей фильтра, реагирующий на пики входящего аудиосигнала. В OTO Biscuit этот эффект отличается особым норовом, и улавливает порой совершенно неочевидные пики, что, однако звучит оригинально и интересно, предоставляя простор для экспериментов. Здесь мы можем управлять уровнем порога (threshold), скоростью огибающих (они достаточно быстры) и уровнем воздействия на фильтр. Если пропустить через этот эффект статичный звук, то в определенном положении регулятора порога фильтр начнет жужжать как шмель – такая работа свойственна фильтру, модулированному сразу двумя LFO – медленным и быстрым.
FILTER SEQUENCER – один из наиболее интересных дополнительных эффектов OTO Biscuit. Представляет собой секвенсор, автоматизирующий аналоговый фильтр прибора. Секвенсор имеет управляемое количество шагов, каждый из которых может записать уровень значения частоты среза, резонанса и типа фильтра. Также мы можем выбирать типы воспроизведения – прямое воспроизведение, «зигзаг» или случайное. Темп управляется с помощью tap tempo, либо принимается по MIDI. Все это предоставляет широчайшие возможности модуляции звука или полноценного саунд-дизайна – например, обрабатывая эффектом обычную синусоиду, можно получить упругую и емкую техноидную секвенцию. Секвенция дополнительно модулируется поворотом ручки частоты среза, которая при этом чуть увеличивает или уменьшает (в зависимости от направления) запрограммированные в секвенции значения. Когда мы отпускаем ручку, секвенция продолжает воспроизводиться в запрограммированном режиме – очень удобно.
Вот, в целом, и все. Но, как говориться, лучше один раз услышать, чем 100 раз прочитать! Изучая прибор, я записал примеры его звучания, которые вы найдете чуть ниже. В первом примере аудиолуп с Ipad пропущен через OTO BISCUIT в различных режимах. Использованы только основные эффекты прибора (кроме эффекта WAVESHAPER, и последнего аудиофрагмента, демонстрирующего DELAY в свободном режиме). Второй аудиопример демонстрирует различные техники применения прибора, варианты обработки синтезаторных секвенций а также - звучание дополнительных эффектов прибора. Слушаем и наслаждаемся! Напоследок упомяну, что OTO Biscuit также позволяет хранить в памяти до 8 пресетов, которые содержат все данные настроек (кроме разве что, уровней DRIVE, DRESSED и NAKED), и прекрасно управляется по MIDI.
DER OTO - искусство созидать.
Настало время обратится к синтезаторной части OTO BISCUIT, названной разработчиками DER OTO - что подчеркивает независимость этого режима от всего остального функционала их цифровой «коробочки Пандоры». Действительно, в режиме синтезатора звучание прибора абсолютно не похоже на его звучание в режиме обработки звука, а функционал полностью изменен, разве что аналоговый фильтр тот же самый. Метаморфозы начинаются после переключения режима работы – для этого включим прибор, удерживая центральный треугольник кнопок – BRAIN, F3 и WAVE. Кстати, для режима синтезатора в комплекте с прибором имеется специальная сменная панель – белого цвета, с новыми подписями под ручками и кнопками для удобства ориентирования на новой территории, которая завершает процесс смены амплуа. Видим, что подсветка прибора переливается белым светом – верный знак того, что мы включаем именно синтезатор. Итак, прибор включен, уже в новом качестве – знакомая коробочка теперь представляет собой компактный звуковой модуль, который можно использовать в сочетании с миди-клавиатурой (для непосредственной игры на нем), или внешним секвенсором, а также без них – прибор дополнительно оснащен собственным встроенным секвенсором. Итак, обо всем по порядку.
Начну с описания функционала синтезатора: здесь есть 2 цифровых осциллятора с различными формами волны, регулируемым интервалом и уровнем detune. Осцилляторы могут микшироваться с применением различных алгоритмов, включающих как классический аддитивный синтез, частотную и кольцевую модуляцию, так и довольно редкие и необычные режимы Xor, Swap или Bitcrush (это, пожалуй, единственный сохранившийся атавизм эффектора). Еще есть специальный режим микшера, в котором каждый осциллятор выводится на отдельный аудиоканал – это, во-первых, делает тембр шире и насыщеннее, а во-вторых, позволяет обрабатывать эти каналы по-отдельности, уже с помощью внешнего оборудования – микшеров, процессоров и т.д.
Далее – уже привычный аналоговый мультирежимный фильтр с резонансом, который расположен после аудиоконвертеров. Фильтр дополнительно оснащен функцией keyboard tracking и может управляться огибающими и LFO прибора.
Собственно, огибающая здесь одна, трехфазная (без параметра release). Работает она довольно быстро, настолько, что делает возможным синтез перкуссионных звуков, и модулирует одновременно параметры pitch, filter и amp– каждый в индивидуальной пропорции. LFO не отличается особой скоростью, зато обладает несколькими формами волны и может работать в one-shotрежиме.
Звучит синтезатор очень интересно – 8-битные аудиоконвертеры и уникальные режимы микширования в сочетании с мягким аналоговым фильтром, который может управляться огибающими, позволяют синтезатору звучать как в духе ретро, навевая ностальгию по ранним компьютерным играм, так и вполне современно, выдавая плотный бас и яркие запоминающиеся лиды. Местами, звучание прибора весьма отчетливо начинает напоминать знаменитый TB-303 с его «кислотными» секвенциями. Также у меня получилось заставить прибор звучать строго, «по-немецки», в духе группы «kraftwerk».
Однако, не стоит делать выводов о звучании инструмента, не попробовав хотя бы разок использовать его встроенный секвенсор. С одной стороны, на тембр прямого воздействия но не имеет, а с другой… но опять-таки по-порядку.
Секвенсор DER OTO очень похож на аналоговые секвенсоры винтажных синтезаторов, а также – на секвенсор легендарного TB-303. Каждый из шагов секвенции обладает собственными настройками высоты звука, его продолжительности, уровня GLIDE и ACCENT, также шаг может быть паузой. Программирование осуществляется с помощью энкодеров, шаги выбираются снизу – на секвенсоре. Кстати, шагов в секвенции может быть любое количество между 1 и 16, например 11 или 7, что позволяет работать со сложными размерами или создавать полиритмию. Темп настукиваем с помощью TAP TEMPO, либо используем внешний MIDI CLOCK. Запрограммировать прибор, «наиграв» секвенцию на миди-клавиатуре не выйдет, тем более сложно будет отчетливо изменить высоту отдельных ступеней секвенции в режиме ее воспроизведения. Но недостаток ли это? Вспомните TB-303. Я абсолютно уверен, что подавляющее большинство секвенций, созданных с помощью этого инструмента, были запрограммированы «наобум» - именно так удобнее и проще всего их программировать, и именно благодаря этому нехитрому способу они получаются такими интересными и сложными. Просто попробуйте, и вы поймете о чем я говорю! Иногда это даже увлекательнее и результативнее, чем сочинять мелодические линии самому.
Управление параметрами синтеза осуществляется с помощью энкодеров, доступ к различным категориям – с помощью нижнего ряда кнопок, фильтр при этом доступен из любого режима. Для перехода к программированию секвенции используем центральную кнопку BRAIN (в DER OTO она называется SEQ). Почти все параметры управляются в реальном времени, без остановки секвенсора, что очень важно для таких приборов. Недоступен разве что режим переключения делителя скорости воспроизведения. Без остановки можно даже сохранять и подгружать секвенсорные и синтезаторные пресеты, коих имеется по 8.
Осталось продемонстрировать пример звучания синтезатора. Это запись запрограммированной мной секвенции, различные настройки синтеза управляются в реальном времени. На выходе тембр обработан небольшим количеством дилэя, взятого с KORG Kaoss Pad 3:
ЭПИЛОГ
Честно говоря, ожидая прибор для теста, я до последнего не знал, что именно получу – все-таки биткрашер вещь довольно специфичная. Протестировав OTO BISCUIT, я обнаружил, что функционал его намного шире, чем я ожидал, и звучать обработанный им звук может очень по-разному. А учитывая современные тенденции, которые ведут в сторону приоритетности художественного звукового процессинга перед качеством исходного звука, прибор кажется мне весьма актуальным. В конце концов, музыкальный звук умеют издавать и ноутбуки, и планшеты, даже диктофоны и детские синтезаторы, а вот «жизни», глубины и яркости таким приборам часто не хватает. Особенно ее, на мой взгляд» не хватает современному VST-шному звучанию, выхолощенному и глянцевому, как дорогая реклама. Предупреждая мысли некоторых читателей о том, что звучания, подобного звучанию OTO BISCUIT можно добиться и с помощью VST-плагинов, скажу – нельзя! Алгоритмы работы AD-DA конвертеров, тем более весьма специфичных, не так-то просто сымитировать, а работу аналогового фильтра сымитировать не удалось до сих пор, именно поэтому аналоговые синтезаторы, например, так любимы. И уж точно не получится сымитировать его интерактивность - большинство решений на которые работа с OTO BISCUIT наталкивает музыканта, далеко не очевидны, а эксперименты с ним доставляют немалое удовольствие и интерес! Кстати, компания OTO Machines уже к концу лета планирует расширить свой технопарк целыми тремя повыми приборами обработки, а вот что это будут за приборы - пока секрет!