Правильное сочетание цифровых, аналоговых приборов, использование высокотехнологичных DSP, реализующих алгоритмы культовых аналоговых приборов – вот тот путь, который мы избрали при комплектации нашей студии. В этом нам, Безусловно, помогает многолетнее соседство и сотрудничество с компанией MusicMag. Список устройств в арсенале студии MusicMag широк, но поскольку сегодня мы затрагиваем тему мастеринга, то и говорить мы будем о тех приборах, которые нам в этом помогают.
Самый любимый прибор – это “двухмоторный ” TC M5000. M5000, по сути, является модульным перепрограммируемым комплексом, который в отличие от обычных мультиэффект-процессоров не ограничен тем набором алгоритмов, который был заложен в него "при рождении". Алгоритм md-2 в M5000 является ядром мастеринга. Используется при эквализации, многополосной компрессии и лимитировании сигнала. Хотя этим не заканчиваются все функции данного прибора.
Еще одно устройство, использующее топологию Twin, — двухканальный оптический компрессор/лимитер TCL 2 Twincom. Нас привлекает в TCL-2 возможность переключения между полностью ламповым и полностью транзисторным каналами усиления, что дает неповторимую окраску в том и другом случае при работе с голосом, компрессией музыки в стиле Jazz и классики.
В формате 96 к Гц мы применяем TC Electronic Finalizer 96K, прибор аналогичный по функциям M5000. Finalizer 96K может выполнять функции универсального конвертора цифровых форматов (SPDIF, AES/EBU, TOS-link, ADAT) и при этом производить пересчет частоты квантизации из любой - в любую до 96 кГц (!) а также разрядности от 24 до 8 бит. Еще одна замечательная особенность Finalizer 96K это возможность организации физического разрыва звукового тракта (Insert), посредством любых свободных (в данный момент) аналоговых или цифровых входов/выходов.
Lynx Aurora 16 – 16 канальный мастеринговый 192 к Гц A/D D/A конвертор. Этот прибор используется для коммутации всех перечисленных выше приборов. Использовании мастериинг опции также повышает эффективность мастеринговых операций.
Есть ли альтернатива всем этим устройствам, возможно ли получение плотных качественных миксов на основе альтернативных технологий? Решение в использовании современных DSP карт обработки, реализующих в том числе и алгоритмы мастеринговых компрессоров. Алгоритм MD-3 уже взят на вооружение многими DJ’s и профессиональными музыкантами. Для реализации алгоритма в аудио редакторе необходимо использовать одну из модификаций систем PowerCore.
Карта DSP UAD2 детище фирмы Universal Audio, прославленной своими аналоговыми приборами еще один вариант “компактного/софтового” решения при производстве мастеринга.Однако,как и алгоритм MD-3 Presicion Multiband в UAD являются коммерческими и продаются отдельно от карты.
Невозможно охватить в нашем коротком знакомстве со студийными приборами всех аспектов работы на них, однако учитывая интерес к данной теме мы продолжим публикации в ближайшее время. А пока за дополнительной информацией, примерами треков, созданных с применением данных приборов обращайтесь к нам на студию.
АЛГОРИТМ POWERCORE MD-3
Впродолжении темы мастеринга, постараемся донести в понятной форме практические советы, которые смогут помочь не только в выборе того или иного устройства, но и объяснить особенности работы в сочетании с аудиоредакторами и плагинами.
Количество приборов, входящих в последовательную цепочку при мастеринге, всегда зависит от качества сведенной фонограммы, ее стилистических особенностей и технических параметров.
В общем случае мы имеем следующую цепочку: фильтры обреза низких и высоких частот, блок эквализации, экспандер трех - полосный, трех – полосный компрессор, копрессор в режиме максимайзер, лимитор, блок dithering (дизеринг).
Решение этой цепочки возможно как набором отдельных приборов (плагинов), так и одним универсальным прибором (Finalizer 96k, MD-3, IZotope.Ozone)).
Первый вариант является более “продвинутым”. Здесь мы можем использовать оптимально подобранные приборы, остается только побеспокоиться о согласовании по входу и синхронизации в случае цифровых устройств.
Конечно, в случае с “железными” приборами мы имеем дело с высокобюджетным вариантом решения вопроса мастеринга. Исходя из этих аспектов, мы можем рекомендовать алгоритм MD-3, реализованный системой POWERCORE. Универсальность и качество, при относительно невысокой цене - основные критерии выбора данного устройства 1100$ (без карты PCore) соответственно. Давайте поближе познакомимся с ним.
Алгоритм MD-3 позаимствован у системы TC 6000. В нее входит: 4-x полосный параметрический EQ, 3-x полосный экспандер и компрессор, лимитор с настройками функций softclip. Выходной блок dithering (дизеринга), функция DC. Он может быть использован в 3-х режимах двойного mono, stereo, MS.
Примечательно то, что прибор может обрабатывать mono и stereo составляющую сигнала независимо. Это обеспечивает возможность настраивать не только глубину стерео в миксе, но и управлять частотами в stereo и mono соответственно. Например, необходимо в фонограмме поднять уровень голоса. Если следовать упрощенной схеме, то голос лежит в диапазоне средних частот и чаще располагается посередине фонограммы, т.е в mono. Значит нам придется воспользоваться средней частотой mono компрессора, добавив gain или опустив tresh.
Важно подчеркнуть, что функция нормализации, экспандирования, компрессии в MD-3 работают раздельно с mono и stereo составляющими.
Все эти мощные инструменты обеспечивают гибкую частотную и динамическую редакцию микса, качественное лимитирование сигнала без искажений, что в частности позволяет добиться высоких показателей RMS.
А какой должен быть микс до мастеринга?Перед тем как приступать к мастерингу трека необходимо убедиться в том, что трек не перекомпрессирован, т.е конечный микс не подвергался динамической обработке (возможен вариант soft лимитирования). Желательно при этом получить микс не более -6 db. Для этого, естественно, недьзя устанавливать т.н Treshold на -6db, когда микс зашкаливает на 0 db. Если мы получили микс до мастеринга громкий, перекомпрессированный и, к сожалению, “не звучащий”, сложно будет что-либо уже исправить. Желательно, чтобы микс был уже частотно сбалансирован и проверен на “mono совместимость”, важно также не понижать частоту дискретизации и битность.
Но на практике часто бывает иначе. К нам на студию MUSICMAG частенько приносят музыкальный материал, который возможно только попытаться спасти, а не улучшить и довести до заданного стандарта качества. Вывод – до мастеринга уже должно все звучать! Конечно, если мы не говорим о восстановлении и выравнивании динамических и частотных характеристик старых пластинок и компакт-кассет.
Не забывайте заходить к нам на студию, здесь можно получить любую консультацию, познакомится с музыкальным оборудованием и музыкальными произведениями Ваших коллег.