Обзор синтезатора проводился на основе ранней версии прошивки, однако большая часть намеченного производителями функционала в ней уже присутствовала. И хотя банк пресетов моего экземпляра Peak содержал всего несколько готовых пэтчей, это нисколько не помешало мне получить удовольствие от работы с ним - ведь я должен был создавать все звуки самостоятельно!
На пике!
Первый визуальный и тактильный контакт с синтезатором не оставляет никаких сомнений в том, что Peak - это явный пример максимально качественного устройства, выполненного по всем канонам современного высокотехнологичного производства.
Синтезатор заключен в прочный металлический корпус, обрамленный деревянными боковинами. Имеется и дополнительная алюминиевая подставка, позволяющая устанавливать синтезатор под определенным углом (рековых «ушей», прочем, нет).
Если тактильный нюанс работы с «железом» является для вас немаловажным фактором при выборе нового инструмента, то Peak точно не оставит вас равнодушным - здесь имеется огромное количество различных органов управления: кнопок, энкодеров, фейдеров и так далее, рассчитанных на быструю и гибкую работу с синтезаторным движком. Впрочем, звуковой движок Peak имеет и множество дополнительных функций, доступных с помощью хорошо продуманных меню и возможности прямого доступа к отдельным страницам настроек через навигационные кнопки.
Cинтезатор приятен не только с тактильной, но и с визуальной точки зрения - янтарные светодиоды, четкие и разборчивые принты на передней панели и еще более разборчивый черно-белый дисплей, оснащенный заставкой, дополняют визуальный образ инструмента, формируя однозначно положительное общее впечатление.
Не считая внешнего 12-вольтового блока питания, новый инструмент не подает вообще никаких признаков экономии при производстве. Взгляните, например, на заднюю панель - здесь вы найдете 3 полноценных MIDI-порта, USB-MIDI разъем, 2 универсальных входа для подключения педалей, CV-вход на разъеме mini-jack, разъем для подключения наушников и полноценный стерео выход.
Синтезатор является монотембральным и не имеет возможности панорамирования осцилляторов, так что стереофонический выход здесь в первую очередь предназначен для расширения звучания с помощью роскошных встроенных эффектов - chorus, delay и reverb. Однако, если вы хотите получить чистый пэтч без использования эффектов, вы вполне можете использовать только левый выход инструмента в режиме старого-доброго моно.
Память и возможности внешнего контроля
Встроенная память для хранения пэтчей содержит 4 банка (A‐D), каждый из которых включает 128 пэтчей, что в сумме дает 512 ячеек памяти. Так как предоставленный мне экземпляр синтезатора содержал всего 64 готовых тембра, первым делом я быстро пробежался по ним, обнаружив мягкие струнные, подвижные бурлящие пэды с характерным эффектом filter sweep, яркие, разборчивые колокола, объемные басы и несколько первоклассных секвенсорных звуков в acid-стиле.
Каждый пэтч может быть присвоен одной из 14 категорий поиска: Bass, Pad, Lead, SFX, Strings и так далее - лично для меня подобная каталогизация кажется куда более удачной и юзабельной, нежели, например, сортировка пэтчей по жанрам. Вообще, простая и эффективная система каталогизации пэтчей от Novation нравится мне еще со времен синтезатора Supernova - например, несмотря на то, что тэги нельзя переименовывать, здесь имеется две пользовательских категории, которые можно использовать в своих личных целях, например в качестве банков с любимыми пресетами.
С помощью 4 специальных кнопок вы можете без труда сохранить или «озвучить» (т.е. затриггерить) пэтч, сравнить его с оригинальным сохраненным вариантом (если вы что-то уже изменили) или сбросить настройки всех параметров до базовых и начать процесс «наруливания» с самого начала. Единственным упущением, пожалуй, оказалось отсутствие режима «manual» в котором все параметры синтезатора будут точно соответствовать положениям регуляторов передней панели. Впрочем, специалисты Novation намекнули мне, что подобная функция обязательно появится здесь в будущем.
Одна из небольших проблем, о которых вас стоит заранее знать, заключается в том, что энкодер и кнопки выбора пэтчей остаются активными во всех режимах. Так что, если вы случайно заденете их в процессе работы над пэтчем, результат вашего труда будет безвозвратно утерян… У меня такое случалось, как правило, в процессе работы с матрицей модуляции. Позже я понял, что по старой привычке пытался использовать колесо для навигации по матрице модуляции (как это сделано на том же Waldorf Blofeld). Что ж, пришлось попрощаться с еще одной небольшой привычкой… Впрочем, Novation также пообещали поработать над этим достаточно неприятным нюансом в будущих прошивках синтезатора.
Далее - немного о контроле параметров синтезатора. Каждый из параметров здесь управляется либо с помощью CC, либо через NRPN сообщения, при этом разрешение передаваемых данных варьируется достаточно широко. Например, частота среза фильтра имеет 255 дискретных значений, тогда как глубина позитивного воздействия огибающей на фильтр - всего 63 значения (с учетом того, что этот параметр является биполярным). Таким образом, дискретность воздействия огибающих является в 2 раза более грубой, чем, например, дискретность того же параметра LFO depth, что лично мне кажется странным. К счастью, характерный цифровой «шум», иногда появляющийся при изменении параметров с низкой дискретностью, здесь практически отсутствует.
Наконец, для предотвращения резких скачков в изменении параметров, возникающих при несоответствии положения потенциометра реальному значению, системные настройки синтезатора имеют специальный режим «pickup» (это значит, что параметр начнет изменяться только после установки регулятора в необходимое положение), а также - двойную индикацию, отображающую текущее и сохраненное значение параметра.
Цифровое сердце
Начнем исследование звукового движка инструмента с секции цифровых осцилляторов. Названные в честь основателя компании Oxford Synthesizer Company (и, кстати, гуру компании Novation) Криса Хаггетта (Chris Huggett), осцилляторы представляют собой высокоточные цифровые NCO (Numerically Controlled Oscillators), созданные на основе уникальной технологии FPGA (Field Programmable Gate Array) с невероятным разрешением в 24МГц! Все что нам, музыкантам, следует об этом знать - это то, что высокая тактовая частота позволяет получить очень чистые и точные формы волны. Кроме того, при наложении осцилляторов на таких частотах практически полностью отсутствует алиасинг (впрочем, некоторые артефакты таки проявляются в экстремальных значениях транспозиции). Я уверен, что сейчас некоторые из вас неизбежно начнут оплакивать отсутствие той самой характерной «грязи», особенно те, у кого имеется богатый опыт работы с синтезаторами 80-х, в которых проявления алиасинга были одним из существенных элементов общего характера звучания. Ну да не суть.
Специалисты Novation сообщают что на тестах осциллограмма NCO-осцилляторов Peak выглядела практически неотличимо от осциллограммы DCO-осцилляторов синтезатора Bass Station II, что красноречиво демонстрирует качество первых. Ну и конечно, в отличие от стандартных аналоговых осцилляторов, здесь имеется множество по настоящему интересных форм волны. Скажем, волновые таблицы с плавными октавными сдвигами или аккордами, способные добавить немного «блеска» абсолютно любому пэтчу. Ну а для получения кардинальных результатов, здесь имеются такие волноформы как ‘Random’, ‘Zing’ или ‘Wobbler’ - идеальная отправная точка для изучения характеристик встроенных аналоговых фильтров, например.
Аналоговый фильтр
По примеру старого-доброго Bass Station 2, регулятор частоты среза нового Peak выглядит все также основательно. Здесь имеется 3 режима - низкочастотный (low‐pass), полосной (band‐pass) и высокочастотный (high‐pass), каждый из которых имеет 2 типа крутизны спада - в 12 или 24 дБ/окт.
Каждый из этих режимов получил еще большую универсальность благодаря наличию сразу 2 типов перегруза, расположенных один до, а другой - после фильтра. Pre‐filter overdrive при этом оснащен отдельным регулятором на передней панели, а вот post‐filter перегруз находится в меню Voice рядом с еще одним довольно необычным параметром - Filter Diverge.
Diverge - уже знакомый нам термин, обозначающий легкое расхождение частот среза фильтров для каждого из голосов синтезатора - практически незаметный прием, который становится куда более очевидным и интересным при использовании высоких значений резонанса. Что касается post-перегруза, то он делает звучание грязно-ярким, добавляя высокочастотные гармоники, тогда как pre-перегруз звучит скорее плотно и объемно.
Впрочем, даже без использования overdrive, фильтр выглядит по настоящему «злым» и агрессивным: высокие значения резонанса заставляют его «кричать» похлеще фильтра Bass Station II, напоминая плюющуюся кислотой кобру!
Резонанс, к счастью, не превышает 0dB в максимальных значениях, и прекрасно самоосцилирует при управлении частоты среза с помощью клавиатуры (filter tracking) как минимум, в диапазоне 4 октав.
Вообще, если не считать уже упомянутые олдскульные басы и лиды, спад низкочастотного фильтра в 24dB выглядит слишком мощно для использования, скажем, в пэдах и полифонических звуках вообще. К счастью, 12dB вариант фильтра с более мягким спадом в этом случае выглядит более естественно, обладая не таким устрашающим резонансом, хотя при использовании овердрайва он вполне способен «надрать задницу»!
Что же касается полосного и высокочастотного режимов, то здесь более очевидным кажется использование спада в 24dB, во многом благодаря чистому и очень музыкальному резонансу. Впрочем, оба режима вполне могут пригодиться и здесь.
Помимо привязанных LFO и генератора огибающей, частота среза фильтра может модулироваться с помощью клавиатуры (для получения эффекта трекинга) а также с помощью частоты третьего осциллятора. В последнем случае, мы можем получить достаточно интересный, весьма неопрятный и шероховатый эффект модуляции на слышимой частоте, расширяющий имеющийся тембральный диапазон и без того гибкого фильтра с помощью новых формантных тонов.
Модуляционная матрица
Матрица модуляции Peak с 16 слотами содержит список из 17 источников (включая, кстати, полифонический параметр посленажатия клавиатуры) и почти 40 целей для модуляции. Каждый из слотов матрицы при этом имеет редактируемую биполярную характеристику глубины модуляции и 2 слота для источников воздействия, что в итоге позволяет быстро и просто создавать типичные комбинации, наподобие модуляционного колеса, управляющего глубиной воздействия LFO или параметра посленажатия клавиатуры, управляющего интенсивностью модуляции CV-сигнала.
Набор целей и источников модуляции выглядит достаточно богатым, и включает такие параметры как pitch, level, shape и virtual sync для каждого из осцилляторов плюс бОльшую часть характеристик фильтра, LFO и огибающих. Однако, для полной картины, на мой взгляд, здесь не хватает некоторых важных пунктов, например, колеса высоты тона в качестве назначаемого модулятора или юзерских CC-сообщений в качестве целей для модуляции (для управления внешними устройствами).
Кроме того, здесь отсутствует возможность модуляции одного из слотов матрицы другим, а также некоторые другие, весьма любимые мной модуляционные приемы типа интенсивности пилообразного осциллятора или глубины параметра Detune. Являясь старым фанатом синтезаторов от Novation, я также был удивлен, что модуляционное колесо нельзя использовать для управления посылами на эффекты инструмента. С другой стороны, я был весьма обрадован, обнаружив возможность использовать колесо для управления обоими overdrive и статичным уровнем VCA (для создания дронов).
Интересно, что одна из особенностей синтезаторного движка Peak - функция linear FM, доступна только через модуляционную матрицу. Использовать осцилляторы в качестве источников и целей частотной модуляции напрямую (собственно, из секции осцилляторов) здесь нельзя, а вот через модуляционную матрицу - запросто. Впрочем, как только вы обнаружите FM-функцию, работать с ней станет проще простого. FM здесь устроен по принципу «кольца» - это значит, что первый осциллятор может воздействовать на второй, второй - на третий, а третий - снова на первый. Также, матрица поддерживает возможность модуляции частоты первого осциллятора и частоты среза фильтра с помощью генератора шума.
Естественно, за использование FM-возможностей придется поплатиться несколькими модуляционными слотами, но оно того стоит! Конечно, FM-функционал здесь достаточно сильно отличается от его канонической версии в стиле Yamaha DX (даже при использовании только синусоидальных осцилляторов), однако синтезатор вполне способен генерировать привычные FM-тембры. Помимо знакомых звуков электропиано и синтетической перкуссии, FM-движок Peak также пригоден для создания сложных комплексных звуков с типичным металлическим окрасом, которые можно дополнительно обработать фильтром или цифровыми эффектами.
Кстати, панель инструмента оснащена двумя дополнительными кнопками «Animate», которые также можно использовать в качестве источников модуляции. При этом, если вы назначите одну из кнопок на модуляцию какого-либо параметра, она начнет тускло подсвечиваться, напоминая о присвоенном значении. К сожалению, кнопки не обладают возможностью динамического изменения параметров с помощью давления и являются обычными on/off переключателями, однако, каждую из них можно закрепить в позиции нажатия с помощью отдельной кнопки Hold.
Что вы будете делать с этими кнопками, зависит исключительно от вашей фантазии, однако, имейте в виду что с помощью них вы можете трансформировать ваш пэтч как минимум двумя (или тремя, если использовать их одновременно) способами. В своих демо-пэтчах, например, я часто использовал эти кнопки для изменения скорости отдельных фаз огибающих и переключения скоростей LFO.
Кстати, модуляционными целями можно управлять и с помощью внешних педалей (сустейна или экспрессии), для подключения коих здесь имеется 2 универсальных разъема. Также, задняя панель синтезатора имеет и отдельный CV-вход, который также может быть использован для модуляции через матрицу. Данный вход можно использовать в самых разных целях - я, например, использовал его для подключения генератора LFO внешнего модульного синтезатора. Естественно, здесь вы можете использовать любые внешние CV-источники, при желании комбинируя их со встроенными модуляторами.
Эффекты
Секция эффектов Peak состоит из дисторшна, хоруса, ревербератора и дилэя. Дисторшн при этом управляется с помощью единственного параметра - расположенный сразу после фильтра (т.е. перед другими эффектами), он имеет весьма недурственное качество звучания.
Дефолтный роутинг эффектов предлагает параллельные посылы на каждый, однако по традиционной идеологии Novation, настройки роутинга можно отредактировать на свой вкус с помощью меню. Здесь же вы обнаружите целых 8 страниц для редактирования других параметров эффектов, что гарантирует свободу пользовательской настройки каждого из них.
Например, хорус имеет 3 различных вариации, но не традиционные chorus/flanger/phaser, характерные для ранних синтезаторов от Novation, как можно было подумать, а совершенно новые two‐tap, four‐tap и ensemble, призванные расширить и обогатить пэдовые патчи инструмента дополнительным объемом.
Встроенный дилэй может быть синхронизирован с темпом и имеет отдельные настройки ratio для левого и правого каналов, а также параметры width и slew, идеально подходящие для эмуляции аналогового эффекта wobble при изменении времени задержки. Время задержки при этом варьируется от тридцать вторых триолей в самом быстром режиме до четырех долей в самом медленном. Ситуацию несколько омрачает диткретное ограничение в 128 значений для изменения времени задержки в свободном режиме, без привязки к темпу (например, точная установка миллисекунд здесь явно не помешала бы). Максимальное время задержки в свободном режиме при этом составляет 1.4 секунды.
Эффект реверберации имеет 3 алгоритма (room, hall и cathedral), редактируемое время затухания, которое можно сделать бесконечным (режим freeze), а также настройки демпфирования верхних и нижних частот. Также, здесь можно отредактировать параметр pre‐delay или использовать встроенный эффект модуляции. В целом, на мой вкус, это один из самых качественных ревербераторов от Novation, в первую очередь подходящий для создания мрачных эмбиентных пэдов и других насыщенных пространственных звуков.
LFO, огибающие и арпеджиатор
Благодаря обилию контроллеров на передней панели синтезатора, секция LFO не оставляет никаких ненужных вопросов. Каждый из низкочастотных генераторов имеет 4 формы волны, управляемые fade‐in и fade-out а также 3 скоростных режима. При этом, в самом медленном режиме максимальная скорость LFO составляет примерно 200 Гц, а в самом быстром - около 1.4 кГц, переходя в ощутимый слышимый диапазон. Переключите LFO в режим синхронизации с темпом, и вы получите не менее впечатляющий диапазон значений - от тридцать вторых триолей в самом быстром режиме до невероятных 64 долей на цикл в самом медленном! Меню настроек LFO предлагает и дополнительные возможности, такие как переключение генераторов между свободным режимом и режимом re-trigger или функцию slew, в которой стандартный S&H LFO будет звучать скорее как S&G (Sample & Glide), то есть более мягко. Еще более редкими особенностями секции является возможность выбора определенного количества циклов, после которых LFO будет остановлен, и настройка фазы LFO (будет ли она общей для всех голосов или индивидуальной для каждого из них). Впечатляет!
Что касается, огибающих, то здесь все стандартно - за исключением, пожалуй, нескольких нюансов. Например, две назначаемых огибающих имеют общий набор контроллеров на передней панели и по умолчанию модулируются с помощью динамики клавиатуры. Кроме того, каждая из трех огибающих имеет отдельные настройки перезапуска, ответственные за исполнение в режиме легато.
Далее рассмотрим арпеджиатор. Несмотря на то, что эта секция не обладает полноценными возможностями шагового секвенсора, здесь также есть свои особенности. Например, помимо привычных типов направления арпеджио (up и down), здесь имеется специальный режим note order, воспроизводящий ноты в той последовательности, в которой они были нажаты на клавиатуре, а также режимы random (для случайной последовательности) и chord (для ритмичного воспроизведения гармонических аккордов).
Достаточно полезными здесь являются возможность активации режима синхронизации (в котором арпеджио будет перезапускаться после каждого нажатия клавиши) и функция свинга с возможностью установки положительных или отрицательных значений. Ну а при использовании одного из 33 встроенных ритмических шаблонов, каждый из которых содержит как ноты, так и паузы, ваше арпеджио зазвучит как полноценный секвенсорный паттерн! Общую картину дополняет и отдельная настройка длины нот (gate), позволяющая на лету изменять штрихи арпеджио, переходя от отрывистого стаккато к полноценному легато.
Итоги
Удивительно, но Novation Peak является достаточно редким «зверем» на современном рынке синтезаторов - весьма удачная синтезаторная архитектура, комбинирующая цифровые осцилляторы и аналоговые фильтры, к сожалению, сегодня встречается не часто. Высокоточные цифровые осцилляторы Peak представляют собой достаточно гибкий инструмент темброобразования, далеко переходя за планку простого цифрового копирования аналоговых волноформ. Возможности waveshaping-а, дублирования пилообразной волны для получения эффекта supersaw без задействования дополнительных голосов, виртуальной синхронизации и FM-синтеза являются важными элементами оццилляторного движка Peak, предлагая богатую палитру инструментов и разнообразие возможностей для экспериментальных техник синтеза.
Возможность таблично-волнового синтеза хоть и не совсем соответствует ожиданиям, однако вполне способна дополнить арсенал звучания синтезатора обилием подвижных, ярких и прозрачных звуков, практически недостижимых с помощью чисто аналоговых средств.
Впрочем, здесь есть место и для чисто аналогового духа - даже самые примитивные, базовые формы волны заживут новой жизнью, наполняясь обилием ярких гармоник и характерных аналоговых оттенков - стоит лишь пропустить осцилляторы через секцию аналоговых фильтров! Фильтры синтезатора однозначно являются сердцем инструмента,наполненным живительной аналоговой энергией, и предлагают знакомое, теплое звучание фильтра Bass Station II с обновленным, более кардинальным резонансом и встроенными модулями pre и post overdirive.
Кстати, в интернете мне частенько попадаются не самые приятные замечания, критикующие фильтры синтезаторов Novation - часто они описываются как, например, бесхарактерные. Что ж, если вдруг вам попадется подобное замечание, сделанное по отношению к фильтрам Peak, это будет окончательным свидетельством людского сумасшествия :)
Работая с предварительной версией прошивки синтезатора, я был приятно удивлен практически полным отсутствием недочетов и ошибок софта, каждая из которых была запланирована к устранению в основной версии прошивки.
К слову, помимо чуть более заметного эффекта синхронизации осцилляторов и улучшений по части навигации, мои основные пожелания сводятся всего к нескольким нюансам. Учитывая важность модуляции, мне бы хотелось видеть чуть больше пунктов в списке источников и целей в модуляционной матрице. Впрочем, возможно я просто избалован возможностями других синтезаторов :)
В остальном, помимо не самой доступной цены, жаловаться здесь совершенно не на что. Peak - мощный полифонический синтезатор, способный на дизайнерские приемы, характерные как для аналогового так и для цифрового синтеза, а также щедро сдобренный уникальными возможностями. Дополнительные функции, скрытые в меню инструмента, а также отлично звучащая классическая секция эффектов дополняют образ этого мощного инструмента, способного вдохновить как опытных сауна-дизайнеров так и концертирующих музыкантов.
Плюсы:
- высокоточные цифровые осцилляторы с обилием форм волны и модуляционных возможностей
- мощная и живая секция мультирежимных аналоговых фильтров
- pre и post distortion в секции фильтра
- простой и интуитивно понятный интерфейс
- секция встроенных цифровых эффектов с отличным звучанием
Минусы:
- цена
- массивный внешний блок питания
- нестандартная секция волновых таблиц
- модуляционная матрица могла бы иметь больше возможностей
Вывод:
Ступая в ногу со временем, но не стремясь точно следовать актуальным трендам синтезаторостроения, компания Novation явно выбрала правильный путь развития. Сочетание мощных цифровых осцилляторов с живыми и гибкими аналоговыми фильтрами делает новый Peak по настоящему универсальным в смысле характера звучания инструментом! Яркие, теплые и сочные или же агрессивные, неопрятные и пробивные пэтчи - выбирать вам!
Статья основана на материалах Sound On Sound. Автор оригинального текста - Пол Нэгл (Paul Nagle)