1. Железо VS софт
Начать, как бы это не было банально, стоит именно с данного аспекта – отличие «железных» синтезаторов от их «софтовых» собратьев. Здесь с одной стороны, все ясно – «железный» синтезатор (hardware synth) можно потрогать и подержать в руках, а «софтовый» синтезатор (software synth) – это просто-напросто специализированная программа для ПК, моделирующая тот или иной тип синтеза. Если мы сравним управление «железным» синтезатором с управлением автомобилем, то его «софтовый» аналог будет, в данном случае, чем-то вроде автосимулятора, со всеми вытекающими прелестями и неудобствами.
Например, сразу становится ясно, почему владельцы «железных» синтезаторов так гордятся своим выбором – еще бы, они ездят на настоящих машинах – в то время как владельцы софта только лишь играют в игры… Но это только с одной стороны… C другой же – сторонники софта могут спокойно ответить – «Пусть мой виртуальный Lamborgini и виртуальный, зато это Lamborgini! А у тебя всего лишь Toyota…», и тоже будут по-своему правы – ведь синтезатор, все же не машина, и никуда не едет, а просто издает звук…
2. MIDI-клавиатура
Кстати, чтобы ощутить себя полноценным гонщиком, управляя виртуальным Lamborgini, вам обязательно понадобится… руль! Да, специальный руль – контроллер, предназначенный для компьютерных автосимуляторов. Можно, конечно, играть и «стрелочками», но для полноценного реализма и настоящей техничной езды «стрелочек» мало! Также дело обстоит и с виртуальными синтезаторами – вы конечно, можете крутить их виртуальные ручки с помощью мыши и наигрывать несложные мелодии на клавиатуре вашего ПК, но для полноценного реализма вам обязательно понадобится специальный контроллер – MIDI-клавиатура.
MIDI-клавиатура выглядит почти так же как синтезатор, но сама по себе бесполезна, а полезной она становится только будучи подключенной к синтезатору, «железному» или «софтовому». Миди-клавиатур, также как и синтезаторов, существует великое множество – большие и маленькие, с ручками, лампочками, колесами, фейдерами, пэдами или без них… Ручки/пэды/фэйдеры и т.д. можно прикрепить к виртуальным ручкам софтового синтезатора и управлять им так, как будто это настоящий «железный» синтезатор! Большинство профессиональных любителей софта, коих сегодня довольно много, именно так и поступает – например, в составе группы на сцене, мы часто можем встретить клавишника с MIDI-клавиатурой и ноутбуком, лихо играющего сложные пассажи и изменяющего тембр инструмента с помощью большого количества контроллеров…
3. Еще о софте и железе
Однако, виртуальная «Lamborgini», даже будучи оснащенной настоящим рулем все же остается виртуальной – в нее все равно нельзя сесть и поехать, например, в кино. Ну а чем же отличаются возможности использования софтовых и железных синтезаторов? Объясним:
- Во-первых, стабильностью работы. Любой компьютер (и даже MAC, порой, не исключение) периодически виснет. И одно дело, когда это происходит дома, и совсем другое – когда это случается на сцене. Перезагрузить компьютер, заново запустить софтовый синтезатор и найти нужный звук – дело нескольких минут, в течении которых вы не сможете играть… Железные же синтезаторы и виснут значительно реже, и включаются всего за несколько секунд! Кроме того, железные синтезаторы намного более устойчивы к перепадам температур, у них нет винчестера, ненавидящего любые вибрации (а в клубе таких вибраций ой как много), им не грозит перегрузка CPU, и т.д.
- Второе отличие – в звуке. Железные синтезаторы всегда имеют свое собственное уникальное звучание! А вот звук виртуальных синтезаторов напрямую зависит от используемой звуковой карты, которая превращает нолики и единички в электрический сигнал. Так что, если вы используете встроенную звуковую карточку вашего ноутбука, звучание даже самого крутого виртуального синтезатора, увы, вряд ли будет сильно отличаться от звучания «детских» синтезаторов CASIO. В этом случае стоит задуматься о смене аудиоинтерфейса – а качественный аудиоинтерфейс, иногда может стоить как половина отличного железного синтезатора… Так, может быть лучше купить синтезатор?
- Еще одно отличие – это удобство управления. Интерфейс каждого железного синтезатора строго продуман, каждая ручка подписана, и нет никаких лишних элементов. Софтовый же синтезатор в сочетании с MIDI-клавиатурой, это уже некий копромисс – приходится выбирать, какие параметры синтеза назначать на имеющиеся ручки, а если ручек немного, то придется еще и перелистывать страницы настроек, запоминать где что, подписывать маркером… Словом – управление железным синтезатором чаще всего удобнее, чем связка софт-контроллер. Но, конечно, из этого правила есть и исключения – например, программно-аппаратные связки от компаний Arturia или Native Instruments. Однако, опять же – за эти деньги можно купить и железный синтезатор…
4. Наиболее распространенные заблуждения о софтовых и железных синтезаторах:
- Софтовые инструменты проще записать в компьютер. Совсем нет – полноценные софтовые и железные синтезаторы обладают как правило одним и тем же функционалом записи – вы можете редактировать записанный трек, меняя, добавляя, удаляя и транспонируя ноты, изменять звуки синтезатора и т.д. и все это без перезаписи.
- Софтовые инструменты ничем не отличаются по звучанию от железных. И это неправда – отличаются! Конечно, не все и не всегда, но в целом железные инструменты звучат более живо и уникально, чем сухой стерильный компьютер.
- Железные синтезаторы слишком дороги – конечно, для того чтобы попробовать себя в синтезе звука, достаточно скачать с торрентов «сломанную» версию ABSYNTH, однако, вообще-то, софтовые синтезаторы тоже стоят денег. И иногда не меньших, чем их железные собратья. А еще – стоит помнить, что любой софтовый синтезатор – это стоимость вашего ПК + стоимость миди-клавиатуры + стоимость звуковой карты. Вы уверены, что вам все это нужно? А может быть вы просто хотите играть яркие синтезаторные соло в вашей группе?
- Железные синтезаторы неудобны в обращении. Как вы думаете, что удобнее в обращении – фонарик или телефон с функцией фонарика? Не стоит забывать, что компьютер – многофункциональное устройство, а синтезатор – узкоспециализированное. Так что же все-таки удобнее?
- Железный синтезатор со временем устареет и придется купить новый. Профессиональные синтезаторы – это, пожалуй, один из немногих видов студийного оборудования, которые практически не устаревают. И действительно – как может устареть отличный, плотный звук? Даже наоборот – многие винтажные синтезаторы сегодня ценятся еще дороже, а некоторые из наиболее удачных современных синтезаторов, и вовсе взлетают в цене за несколько лет. Так что покупка хорошего синтезатора – это наоборот, инвестиция средств!
Здесь стоит подвести предварительные итоги:
Железные синтезаторы – это узкоспециализированные приборы, отличающиеся уникальным звуком, стабильностью работы и удобством использования на сцене, в то время как софтовые синтезаторы более доступны, но требуют дополнительных вложений в звуковой интерфейс и миди-клавиатуру. Они будут более удобны в студии, центром которой является мощный продуктивный компьютер.
5. Типы железных синтезаторов
Итак, вы определились – мне нужен именно железный синтезатор! Идем дальше - чем же они отличаются друг от друга?
Наличие или отсутствие клавиатуры
С наличием клавиатуры все ясно – берешь синтезатор и играешь! Но что же делать с синтезатором без клавиатуры? А то же самое, что вы делаете с софтовыми синтезаторами – можно просто подключить к нему MIDI-клавиатуру! Подключение в этом случае происходит с помощью протокола MIDI – старого, проверенного и очень надежного типа связи, разработанного специально для синтезаторов. Однако чаще всего синтезаторы без клавиатуры используют немного иначе.
Например – вы хотите развить свою домашнюю студию, добавив к ней мощный железный синтезатор для создания плотных и ярких синтезаторных партий. У вас уже есть компьютер, MIDI-клавиатура, аудиоинтерфейс, и все остальные необходимые в любой студии приборы. В этом случае вы просто покупаете синтезатор без клавиатуры (который также называется «звуковой модуль») и присоединяете его к вашему компьютеру – так вы сможете играть на нем с подключенной к компьютеру MIDI-клавиатуры, а также, синтезатор получит возможности взаимодействия с компьютером, интегрируясь в его среду.
Второй способ применения звуковых модулей актуален для тех, кто хочет иметь большое количество синтезаторов, но не хочет занимать слишком много места. Так как почти любой синтезатор с клавиатурой может передавать MIDI-данные, мы просто можем подключить его (как будто это MIDI-клавиатура а не синтезатор) к звуковому модулю, и получим сразу 2 синтезатора с одной клавиатурой. Это по-настоящему удобно – можно создавать связки до 16 синтезаторов – и играть на всех них одновременно (управляя громкостью отдельных модулей и выводя нужные звуки в нужный момент) или по-отдельности (переключая цели в меню управляющего синтезатора). Так поступают многие клавишники, которые пользуются железными синтезаторами!
Так или иначе – помните – что покупка звукового модуля – это, прежде всего, способ сэкономить деньги и место на вашем столе!
Монофонические и полифонические синтезаторы
В чем отличие? Моно-синтезатор, это не синтезатор с моно-выходом. Нет – просто монофонические синтезаторы позволяют исполнять только одну ноту в единицу времени, в то время как на полифонических синтезаторах можно играть аккордами. Можно сравнить монофонический синтезатор, например, с саксофоном, ну а полифонический с фортепиано – так будет понятнее. На саксофоне мы можем играть только мелодии и арпеджио, а на фортепиано – мелодии, гармонии, контрапункт, фактуры, и все то, для чего мы будем использовать более одного пальца
Таким образом, монофонические инструменты подойдут для синтезаторных соло, басов, мелодических партий, арпеджио, шумовых звуков и эффектов, ну на полифонические инструменты в свою очередь прекрасно подходят для исполнения сложных аккордовых последовательностей, гармоний, фактурных подкладов и т.д.
Кстати, часто монофонические инструменты тоже позволяют играть аккордами (как правило, с помощью определенной настройки осцилляторов), но такие аккорды все равно будут играться одним пальцем, и их нельзя будет изменить никак иначе, кроме как через панель инструмента.
Существуют и парафонические синтезаторы – по сути, это монофонические инструменты, но в определенном режиме они могут распознавать несколько нажатий клавиш одновременно и, таким образом, исполнять аккорды, которые вы нажимаете – правда, с определенными ограничениями.
Цифровые и аналоговые синтезаторы
Различие между такими инструментами, на первый взгляд, не очевидна – но по своей сути они отличаются коренным образом.
Цифровые синтезаторы – это, по своей сути, компьютеры, то есть модель их звучания формируется специализированным встроенным компьютерным чипом – DSP. Несмотря на то, что такая архитектура очень похожа на обычный компьютер с установленным VST-синтезатором, все же цифровые синтезаторы отличаются от простых компьютеров. Во-первых, они имеют специализированный процессор, который занимается именно синтезом – такой процессор не может запустить Adobe Photoshop или сыграть с вами в «косынку», зато он идеально справляется со своими прямыми задачами, меньше виснет и намного быстрее работает. Во-вторых, цифровые синтезаторы уже имеют на борту довольно неплохой аудиоинтерфейс, что влияет на качество звучания. В третьих, как и на любых других железных синтезаторах – они имеют специализированное, удобное и интуитивное управлние. Эти инструменты не слишком сильно отличаются по звучанию от качественных софтовых синтезаторов, установленных на компьютер с неплохой звуковой картой, однако они более стабильны, надежны и удобны чем VST-плагины. К тому же, эти инструменты значительно дешевле, чем аналоговые синтезаторы.
Аналоговые же синтезаторы – это настоящая классика звука, неважно, современный перед вами аналоговый синтезатор, или ретро-легенда. Звук здесь рождается в специальным образом спроектированных аналоговых транзисторных схемах, без использования компьютерных вычислительных мощностей и двоичного кодирования. Звук аналоговых синтезаторов очень сильно зависит от качества компонентов схемы, и попадает на аудиовыходы инструмента в своем исходном виде – в виде электрического сигнала. Можно сравнить такие синтезаторы с особыми, очень сложными и точными транзисторными радиоприемниками – только приемники улавливают звук с помощью антенны, а аналоговые синтезаторы генерируют его сами – например, на основе колебаний кварца, через который пропущен низковольтный ток. Отсутствие необходимости в аудиоинтерфейсе тоже дает свое – в звуке отсутствует дискретность, угловатость, характерная для работы любых DSP – мы получаем настоящий плотный, глубокий и насыщенный аналоговый звук! Аналоговые синтезаторы довольно дороги, но незаменимы при создании плотных басовых звуков, пробивных лидов и ярких секвенций – недаром их используют многие именитые клавишники и саунд-продюсеры. Звучание таких инструментов пробьет любой микс и ярко запомнится слушателям.
Среди аналоговых синтезаторов особенно дороги полифонические инструменты – ведь каждый «голос», каждая нота такого синтезатора – это отдельная аналоговая схема! Однако, среди полифонических аналоговых инструментов попадаются и вполне доступные по цене – например, синтезаторы от фирмы Dave Smith Instruments.
Память синтезатора
Память синтезатора позволяет хранить различные звуковые пэтчи (то есть звуки, которыми вы будете играть) – таким образом, синтезатор оснащенный памятью позволяет сохранять и загружать звуки, быстро переключать их и т.д. Определить, есть ли память в синтезаторе довольно просто – стоит посмотреть на его панель, и отыскать кнопочку save – если она есть, значит есть и память. Наличие небольшого дисплея тоже может говорить о том, что память есть – дисплей обычно отображает номер и название звукового пэтча.
Существуют синтезаторы и без памяти – в них звучание будет зависеть только от положения регуляторов лицевой панели, и если сместить их, звук сразу изменится. Кстати, синтезаторы без памяти прекрасно подходят для обучения синтезу звука и созданию собственных звуковых пэтчей – потому что все ручки и ползунки будут строго и наглядно демонстрировать настройки звука!
Секвенсор
Некоторые синтезаторы оснащены дополнительным модулем – секвенсором. Такой модуль позволяет записывать в свою память определенные последовательности нот – секвенции – и по команде воспроизводить их. Командой может являться, например, нажатие клавиши на клавиатуре, или просто нажатие кнопки PLAY. Кстати – если вы видите на синтезаторе такую кнопку – то почти наверняка у него имеется встроенный секвенсор.
Основная задача секвенсора – это создание синтезаторных грувов – повторяющихся мелодических последовательностей нот и пауз, на которых основана почти вся современная танцевальная музыка. Есть даже отдельный тип синтезаторов, созданных специально для грув-музыки, называемых грувбоксами (groovebox). Несмотря на то, что у грувбоксов чаще всего отсутствует клавиатура, на них вполне можно играть безо всяких дополнительных устройств, программируя на ходу секвенции и технично изменяя их.
Итак – если ваша цель – плотные ритмичные синтезаторные грувы – вам наверняка понадобится секвенсор!
Арпеджиатор
Арпеджиатор – это специальный секвенсор, используемый вместе с клавиатурой синтезатора. Вы нажимаете на клавиатуре аккорд – и арпеджиатор воспроизводит указанные ноты в различных запрограммированных последовательностях, в указанном заранее темпе. С помощью арпеджиатора можно получать сложные быстрые арпеджио, различные секвенции и грувы, но без минимальных навыков игры на клавиатуре и знания аккордов здесь не обойтись.
Кстати, арпеджиатор – это лучшее средство «оживить» игру на монофоническом синтезаторе – нажатый на его клавиатуре аккорд будет воспроизведен последовательно (т.е. ноты будут звучать по очереди), но ухо обязательно услышит и распознает его целиком!
Мультитембральные синтезаторы
Мультитемральность – это возможность синтезатора воспроизвести несколько тембров одновременно. Например, возможность одновременно играть звуком скрипки и фортепиано. Мультитембральность может пригодится любителям сложных составных тембров или музыкантам, работающим с секвенсорами – ведь при подключении такого синтезатора к секвенсору, мы можем получить несколько одновременно играющих грувов, каждый из которых использует свой звуковой пэтч. Кстати, грувбоксы по большей части обладают определенной мультитембральностью, позволяя создавать сложные техноидные паттерны. Хотите создавать и играть комплексные треки на одном синтезаторе – тогда вам стоит обратить внимание на мультитембральные синтезаторы.
________________________________
Вот, в общем-то и все! Конечно, это очень поверхностный обзор, но для начального понимания какой именно синтезатор вам может понадобиться в той или иной ситуации, и чем синтезаторы отличаются друг от друга, этой информации должно вполне хватить! В дальнейшем мы расскажем вам много еще много интересного и полезного: вы узнаете, как научиться основам саунд-дизайна и начать создавать свои уникальные пэтчи, узнаете, как правильно выбрать MIDI-клавиатуру и чем они отличаются, и многое другое!
Желаем вам удачи и побольше вдохновения!
Ваш MusicMag.
Видеоурок по данной статье находится внизу страницы!