Введение
Наше устройство является плодом инженерных разработок бельгийского инженера и музыканта по имени Герман Гиллис, которому принадлежит небольшая компания Sherman Productions, основанная в далеком 1988 году. Sherman Filterbank – это прибор, в создание которого инженер вложил весь опыт, накопленный им за многие годы увлечения созданием звуковых устройств.
В конце 80-х годов Герман Гиллис был известен миру как один из участников бельгийского коллектива Poésie Noire, исполнявшего мрачную полугитарную-полуэлектронную музыку в жанрах Darkwave, Electropop и EBM. С детства увлекавшийся игрой на электрогитаре и инженерным делом, Герман уже имел к этому моменту довольно увесистый багаж знаний по созданию различного оборудования.
Поначалу, молодому инженеру в силу нехватки средств приходилось собирать все самому – первыми приборами, изготовленными будущим создателем Sherman Filterbank были гитарный усилитель и гитарные stomp-эффекты. К 18 годам Герман уже активно использовал изготовленные им собственноручно устройства, такие как драм-машина, air-scratcher, различные миди-устройства и др., играя в коллективе под названием «The Primitifs», где его и заметил Джо Кастерс, фронтмен Poésie Noire. Так Герман становится гитаристом, а вскоре и соавторам большинства композиций Poésie Noire.
В последующие годы участия в коллективе, Герман, «поймав волну» тенденций развития электронного звучания, создал вместе с коллегами (а также - в собственном сайд-проекте «Sherman») огромное количество музыки в жанре «New Beat», программируя электронные биты и мелодические партии. В числе созданных ими композиций есть, например, ремикс для Жана-Поля Готье.
Спустя какое-то время после распада его последнего коллектива «Volt», Герман, устав от бурной жизни в мире шоу-бизнеса, решает серьезно заняться инженерией.
В течении 3 лет Герман разрабатывает уникальный гитарный синтезатор, одновременно работая мастером по восстановлению и починке синтезаторов и звукового оборудования. Однако грандиозному проекту Германа не суждено было появится на свет. Чтобы его труд не пропал втуне, инженер решается использовать свои наработки для создания отдельного звукообрабатывающего модуля.
Так, в 1996 году на свет появились первые приборы Sherman Filterbank. Друзья Германа сразу же отметили звучание нового устройства как «революционное», и вскоре первые 40 прототипов устройства (собранные полностью вручную) были благополучно проданы. После этого Герман провел еще 6 месяцев, дорабатывая прибор (например, он добавил ему MIDI).
В то же время, инженером были разработаны и собраны несколько опытных моделей звукогенерирующих модулей под названием Sherman Chaosbank, которым, однако, не довелось попасть в серийное производство.
К настоящему моменту Герман продал уже несколько тысяч своих модулей Sherman Filterbank - и это только начало. Нынешнее «возрождение» ретро-звучания и любви к аналоговым устройствам не выдает признаков замедления, и потому Sherman Filterbank сегодня становится все более акутальным.
Так почему же самый первый серийный прибор от молодого инженера Sherman Filterbank 2 заслужил столь яркую любовь и признание профессиональных продюсеров со всего мира, которые используют его в своих сетапах?
Попробуем прояснить ситуацию, и расскажем о приборе более подробно.
Концепция Sherman Filterbank 2
Sherman Filterbank 2 – это многофункциональный прибор, предназначенный для самых различных ситуаций. К ним можно отнести возможности не только звуковой обработки, такие как насыщение, сатурация, частотная корректировка, фильтрация, но и не менее глубокий функционал, предлагающий всевозможные способы модуляции звука – FM и AM синтез, модулирование с помощью огибающих и LFO, и множество других уникальных возможностей. По сути, функционал устройства настолько богат и специфичен, что можно смело сравнить этот прибор с полноценным модульным синтезатором – отдельные блоки устройства могут быть маршрутизированы самыми различными спрособами, предлагая несколько вариантов прохождения звукового тракта. Кроме того, прибор оснащен большим количеством триггерных входов и выходов, с помощью которых отдельные элементы устройства могут воздействовать друг на друга или модулироваться любым входящим аудио или CV сигналом. Больше всего такая схема работы напоминает именно работу с модульным синтезатором, в котором оператор сам определяет путь аудиотракта и модуляционные взаимодействия с помощью соединения модулей патч-кабелями.
Направив внутрь Sherman Filterbank 2 любой, даже простейший тип аудиосигнала (например, синусоиду) вы сможете получить многогранные и часто абсолютно непредсказуемые результаты, которые превратят вашу студию в экспериментальную звуковую лабораторию! Впрочем, может быть использован любой тип аудиосигнала – вы обязательно добьетесь интересных результатов при работе с гитарами, синтезаторами, звуковыми модулями, драм-машинами, аудиофрагментами, полевыми записями, шумовыми аудиосигналами, радиопомехами, словом – весь спектр аудиоматериалов представляет прекрасную основу для работы с Sherman Filterbank 2. Старые, надоевшие вам синтезаторы оживут новой жизнью, аудиолупы запульсируют обилием новых звуков, аудиомикс станет плотным и энергичным, гитара – яркой и агрессивной, а барабаны – плотными и насыщенными.
Разнообразие звуковой палитры, достижимое средствами Sherman Filterbank 2 доступно благодаря тому, что прибор основан на полностью аналоговой компонентной базе. Ни для кого не секрет, что аналоговое звучание в наши дни переживает эпоху ренессанса – рынок снова наполняется аналоговыми синтезаторами, как новыми, так и воссозданными старыми. Однако, большинство современных аналоговых приборов, как ни крути, проигрывают винтажным собратьям в звучании, ну а винтажные инструменты в свою очередь редки, дороги, и требуют определенного ухода, такого как предварительный «разогрев» осцилляторов для достижения точности строя. Кроме того, винтажные ситезаторы часто не имеют современных возможностей, таких MIDI-имплементация или память. В этом смысле Sherman Filterbank 2 является панацеей для каждого любителя аналогового звука – аналоговый тракт этого прибора превратит любой звук в аналоговый, добавив новых гармоник, плотности, яркости и жизни! Ну а помимо вышеумомянутых возможностей модульной коммутации, прибор также легко и непринужденно управляется и по MIDI, со всеми присущими этому классическому протоколу возможностями – сохранение пэтчей, модулирование MIDI сигналов, автоматизация параметров, и т.д. Кроме того, некоторые триггерные сообщения, принимаемые прибором, могут быть преобразованы в MIDI-сигнал – такие возможности в подобных устройствах встречаются довольно редко.
Таким образом, Sherman Filterbank 2 может выполнять огромное количество прикладных задач или быть использованным для экспериментальных целей.
Устройство Sherman Filterbank 2
Взглянув на переднюю панель прибора, мы увидим множество разнообразных регуляторов, рычажков и индикаторов – с первого взгляда это облилие органов управления может ввести неопытного продюсера в ступор. Однако при чуть более детальном изучении все встает на свои места – тем более, что филососфией Германа при создании данного прибора была максимальная музыкальность и дружественнось интерфейса к пользователю. Каждый из органов управления прибора имеет максимально «живые» характеристики воздействия на звук, и даже при малейших малипуляциях с этими настройками звук может измениться кардинально.
Рассмотрим по порядку все модули прибора, следуя вместе с аудиосигналом:
Аудиосигнал начинает свое путешествие с монофонического аудиовхода signal in. Таким образом, для того, чтобы обрабатывать стереофонические сигналы, понадобится 2 прибора. Но не спешите огорчаться – функционал устройства позволяет разделить аудиопоток и получить на выходе полноценный стереосигнал!
В каждом Sherman Filterbank 2 присутствует возможность подключения нескольких приборов в цепь. При таком подключении, все настройки первого фильтра master-прибора будут продублированы на slave-приборах. Подключение производится обычным TRS-кабелем, чтобы подключить несколько приборов друг к другу, здесь имеются специальные гнезда link in и link out.
Регулятор bypass/effect отвечает за плавную регулировку между чистым и обработанным сигналом. Обработанный сигнал подается на предварительный усилитель, и далее следует через весь звуковой тракт прибора. Чистый сигнал сразу попадает в монофонический аудиовыход main out, расположенный на задней панели прибора.
Усилитель входного сигнала. Данный регулятор отвечает за усиление входящего сигнала и позволяет усиливать слабые входящие сигналы до достаточного для работы уровня, кроме того, сигнал можно разогнать до появления перегруза с характерным «ламповым» окрасом (overdrive). Данный регулятор также отвечает за правильное срабатываение аудиотриггеров различных модулей прибора, если к этим модулям не подключены патч-кабели. Таким образом, верная настройка уровня входящего звука повлияет не только на его громкость, но и на харакетр модуляции.
2 трехпозиционных рычажка слева от ручки Input отвечают за различные параметры. Первый позволяет усилить или ослабить верхние частоты входящего звука, так называемые «трансиенты», придавая звуку больше отчетливости либо больше объема. В центральном положении воздействие этого модуля отключено. Второй рычажок управляет чувствительностью срабатывания триггеров, в нижнем положении триггеры менее чувствительны к звуковым пикам, в вехнем – наоборот, более чувствительны.
Далее звук разделяется и попадает сразу на несколько различных модулей прибора. В первую очередь, это фильтры устройства. Из самого названия прибора мы можем догадаться, что Sherman Filterbank 2 содержит в своем арсенале несколько различных фильтров. Если говорить более конкретно, то фильтров здесь два. Оба фильтра имеют идентичные настройки и ничем друг от друга не отличаются. Это аналоговые резонансные фильтры с крутизной спада в 12dB на октаву, предлагающие классические LP, BP и HP алгоритмы, а также разнообразные их вариации. Фильтры могут работать как последовательно, так и параллельно, также они являются целью множества модуляторов и могут быть жестко синхронизированы.
Рассмотрим фильтры подробнее:
Регулятор частоты фильтра. Оба фильтра прибора уникальны, и позволяют работать в невероятно просторном частотном диапазоне от 0 Гц до 30 Кгц, границы которого находятся за пределами слышимой частоты, что однако не мешает использовать их экстремальные значения для получения оригинальных результатов или необычных модуляций.
Регулятор резонанса отвечает за уровень резонанса фильтров. Крайнее значение регулятора приводят к ощутимому и довольно-таки агрессивному самовозбуждению. При высоких настройках резонанса самовозбужденный фильтр будет осциллировать, что позволяет работать с прибором и в автономном режиме.
Уникальный регулятор, позволяющий плавно изменять режим работы фильтров – от низкочастотного через полосной к высокочастотному со всеми промежуточными значениями. Таким образом можно добиться удвоения пиков отдельно взятого фильтра, что предоставляет невероятную глубину частотной корректировки аудиосигнала.
Уникальный регулятор, позволяющий «инвертировать» полосной фильтр, превращая его в вырезной (в левом положении), или же – то же самое + filter boost высокочастотных и низкочастотных составляющих фильтра (в правом положении). Комбинируя настройки данного регулятора с настойками типа фильтра можно получить одну из самых богатых палитр аналоговой частотной фильтрации на сегодняшний день. И это еще не все!
Регулятор harmonics - это 13-позиционный переключатель, который отвечает за жесткую синхронизацию расстояния между двумя фильтрами прибора. В положении free, оба фильтра могут управляться независимо друг от друга, в любых других положениях загорается лампочка sync, а частота среза второго фильтра становится привязанной к частоте среза первого фильтра на определенный музыкальный интервал, в диапазоне от униссона до 6 октав. Таким образом, в любом из значений регулятора harmonics (кроме значения free) мы будем управлять частотой второго фильтра с помощью регулятора cutoff первого фильтра.
Кроме того, на данном этапе звукового тракта мы можем вывести звук первого фильтра в отдельный монофонический аудиовыход out 1, тем самым разделив обрабатываемый аудиосигнал и превратив его в стереофонический. Этот же выход можно использовать и для модуляционного роутинга с помощью соединения элементов прибора патч-кабелями.
Фильтры прибора могут работать как последовательно, так и параллельно. Данный регулятор отвечает за плавную смену между этими режимами, со всеми промежуточными значениями, что придает прибору Sherman Filterbank 2 еще больше индивидуальности.
Регулятор частотной модуляции (FM), дополняет возможности фильтров Sherman Filterbank 2, модулируя частоту среза фильтров прибора. С помощью частотной модуляции можно добиться большого разнообразия тембральных характеристик – звук становится ярким, агрессивным и плотным, а также обогащается большим количеством новых гармоник, приобретая характерный «металлический» оттенок или становясь похожим на звук этнического духового инструмента «диджериду». Частотная модуляция Sherman Filterbank 2 имеет большой спектр значений, при крайних положениях этого регулятора суперскоростные значения могут кардинально изменить тембр обрабатываемого звука.
Изначально модулятором для FM-синтеза Sherman Filterbank 2 является необработанный входящий аудиосигнал, однако прибор оснащен специальным триггерным входом FM IN, который заменяет источник модуляции любым подключенным сигналом. Сюда можно подключить почти все, что вам подскажет ваше воображение: аудиоразъем довольно точно распознает широкий диапазон амплитудных сигналов, например CV/Gate сообщения, направленные с внешних модульных синтезаторов, секвенсоров или модуляционных выходов самого Sherman Filterbank 2, а также любые типы аудиосигнала или даже переменные значения с ножных контроллеров и свичей - еще одна уникальная возможность прибора.
Кроме того, регулятор частотной модуляции является также активатором еще двух дополнительных уникальных функций. Стоит немного повернуть этот регулятор, как прибор сразу же начинает анализировать высоту входящего звука. На основе этой частоты звук можно дублировать – на октаву или квинту вверх. Делается это с помощью данного маленького рычажка. Этот встроенный «октавер» имеет довольно грязное и агрессивное звучание, которое понравится фанатам электрогитар и звучания группы The Prodigy. Музыкантам из The Prodigy тоже нравится этот эффект, поэтому в их студии тоже есть Sherman Filterbank 2 J
Второй «оживающий» рычажок еще более уникален – он отвечает за так называемый трекинг фильтра (filter tracking). Установленный в любое положение, кроме среднего, этот свич позволяет модулировать частоту первого фильтра с помощью высоты обрабатываемого звука в полутоновой пропорции. Чтобы пояснить, что может получится, приведу простой пример. Отрегулируйте резонанс первого фильтра до его самовозбуждения, и вы получите тон, генерируемый фильтром прибора. Теперь, подключите ваш синтезатор к audio in или модуляционному входу и активируйте функцию трекинга. Вуаля – вы можете «играть» на фильтре так, как будто это осциллятор синтезатора! Конечно же, таким применением эта возможность не ограничивается – по сути, это один из многопрофильных модуляционных инструментов прибора, позволяющий создавать живые, пульсирующие мелодические линии.
Рычажок управляет еще одним модулем прибора – четырехфазной огибающей фильтра, которая дополнительно может работать в режиме envelope follower. Рычажок переключает эти режимы. В режиме envelope follower огибающая срабатывает от пиков входящего сигнала – этот эффект напоминает популярный гитарный эффект wah-wah, однако скоростная огибающая Sherman Filterbank 2 работает намного более точно – широчайший диапазон значений, расположенных между 1 миллисекундой и 15 минутами для каждого параметра огибающей предоставляет невероятную гибкость настроек!
4 ручки управляют значениями атаки, спада, сустейна и затухания огибающей соответственно. В режиме envelope follower регулятор сустейна отвечает за точность триггеринга. В режиме огибающей сустейн может иметь как положительные так и отрицательные значения.
По умолчанию, триггеры огибающей Sherman Filterbank 2 реагируют на пики входящего аудиосигнала, однако прибор оснащен специальным триггерным входом ADSR in, к которому можно подключить как управляющий, так и аудиосигнал, в том числе сигнал с модуляционных выходов самого Sherman Filterbank 2. Также огибающая оснащена собственным модуляционным выходом.
Ручка глубины модуляции огибающей фильтра может иметь как положительные так и отрицательные значения, и есть у каждого из фильтров прибора.
Sherman Filterbank 2 оснащен специальным генератором низкой частоты – LFO, установленным для модуляции частоты фильтров. LFO, как и большинство модулей прибора, работает в невероятно просторном диапазоне – от минуты на цикл в минимальном значении до 3600 Гц в максимальном, затрагивая диапазон слышимых частот для агрессивных частотных модуляций. С помощью переключателя мы можем выбрать между 2 формами волны LFO, или активировать режим, в котором генератор будет перезапускаться от триггерных сообщений. Регулятор глубины модуляции LFO позволяет модулировать оба фильтра синхронно, либо в противофазе относительно друг друга.
Регулятор амплитудной (или кольцевой) модуляции AM, модулирует сигнал, попадающий на оба аудиовыхода прибора, и является ключом к достижению плотного, теплого и агрессивного звука. Модулятором выступает аудиосигнал, обработанный вторым фильтром. Также имеется специальный модуляционный вход, подобный входам FM IN или ADSR IN, принимающий широкий спектр сигналов.
Наконец, итоговый обработанный сигнал, направленный на оба выхода прибора, проходит через модуль огибающей усилителя. Здесь имеется 2 регулятора – Attack и Release. Огибающая запускается на основе звуковых триггеров или сигналов, направленных на специальный модуляционный вход AR IN.
Заключение
Хочется еще раз отметить, что, несмотря на обилие функций, Sherman Filterbank 2 – это очень музыкальный прибор, и выразительного результата здесь добиться можно даже без глубоких познаний в модульном синтезе и обработке. Достаточно лишь подключить любой источник звука и начать крутить ручки! Фильтры прибора имеют характерное плотное звучание, а широкий диапазон возможностей частотной коррекции позволяет насытить и обогатить обрабатываемый звук даже путем небольшого акцентирования отдельных гармоник звука. Эквализация, частотная коррекция, эксайтинг, аналоговая компрессия и обширные модуляционные возможности – все это доступно с помощью одного-единственного Sherman Filterbank 2.
Для любителей компьютерных плагинов обработки хочется сказать следующее – эффекта, подобного обработанному Sherman Filterbank 2 звуку добиться, увы, невозможно! Живая и переменчивая природа аналогового звука, на который постоянно влияет огромное количество различных факторов, таких как напряжение в сети, тип используемого аудиокабеля, случайные артефакты при аналоговом усилении и фильтрации, радиопомехи, улавливаемые прибором и др. привносит в звук тот самый шарм, тепло и живость, которые мы так любим в винтажном студийном оборудовании. При использовании Sherman Filterbank 2, эти нюансы становятся особенно заметны и ярко проявляются – например, обрабатываемый барабанный аудиолуп может получить множество новых трансиентов, иные акценты, свинг, иное долевое дробление, дополнительный слой с альтернативным звучанием, вплоть до появления полиритмии. Впрочем, рассказывать можно долго, не лучше ли просто попробовать?
{product id=5436}
{product id=5435}
{product id=5434}
Устройство поставляется в 3 различных модификациях – настольный модуль с возможностью крепления в рэк Tabletop, специальная рэковая версия Rack, оснащенная дополнительным CV-выходом LFO, а также «элитная» стереофоническая версия прибора DoubleRack с двумя дополнительными CV-выходами LFO. И самое главное – ShermanFilterbank 2 это по-настоящему недорогой прибор, позволить его себе может почти каждый! Такого соотношения цена/качество на современном рынке профессионального студийного оборудования нужно еще поискать. Ну а удовольствие, которое вы получите от работы с прибором, явно перевесит все затраты на него, это я вам могу гарантировать!
Просто взгляните на краткий список (полный список тут) исполнителей, использующих этот поистине легендарный модуль:
- Dreadzone
- Fatboy Slim
- Stereolab
- Leftfield
- Apollo 440
- The Chemical Brothers
- William Ørbit
- Bjork
- The Prodigy
- Human League
- David Bowie
- U2
- Underworld
- ABBA
- Rage Against The Machine
- Placebo
- Nine Inch Nails
- KMFDM
- Jamiroquai
- Depeche Mode
____________________________________________________________