Slider

Синтезатор Schmidt - аналоговый монстр! Избранное

24 июнь 2014 Станьте первым комментатором!
Оцените материал
(1 Голосовать)

В 2011 году, на международной музыкальной выставке MusikMesse Frankfurt, немецким инженером Стефаном Шмидтом был впервые представлен прототип одного из самых сенсационных аналоговых синтезаторов последнего десятилетия - синтезатора Schmidt. Синтезатор обладал невероятным обилием разнообразных возможностей субтрактивного синтеза и 8 голосами полифонии, однако объявленная цена на этот инструмент была такой же невероятной – 20 000 €

С тех пор прошло целых 3 года. Однако, на текущий момент информации о этом монстре мира аналоговых инструментов все еще не так много, а русскоязычной – нет вовсе. Потому мы решились изучить всю доступную на сегодняшний день информацию о синтезаторе Schmidt, которой спешим поделиться с нашими читателями.

____________________________________________________________________

Идея постройки такого грандиозного инструмента формировалась у Шмидта давно, а на ее реализацию ушло целых 8 лет сомнений, домыслов и кропотливой работы.

Все началось с работы в компании MAM (Music and More), где перед инженером была поставлена задача создать конкурентоспособный клон педального синтезатора Moog Taurus. Проект с треском провалился, а Стефан, решив больше никогда не заниматься бизнесом в ущерб творчеству, ушел из компании.

Так и началась история создания синтезатора Schmidt. Используя уже имеющиеся наработки, инженер начал работу над новым инструментом, ставя во главу угла качество звучания, удобство управления и использование только существующей компонентной базы. Со временем проект перерос из монофонического аналогового синтезатора в грандиозный полифонический инструмент.

Стефан не скрывает своей любви к «линкорам» прошлого, таким как Jupiter 8 или Matrix 12, однако подобные инструменты не очень-то выгодны для крупных компаний, так как их проектирование и построение обходится как правило слишком дорого, а потому такие инструменты приносят значительно меньше прибыли, чем небольшие монофонические аналоговые синтезаторы или современные цифровые рабочие станции. Помимо прочего, компонентная база для создания современной аналоговой техники, в отличие от цифровых компонентов, из года в год только дорожает, что не позволяет сколько-нибудь точно рассчитать возможную прибыльность проекта.

Однако, Стефан изначально не строил никаких иллюзий по поводу коммерческой успешности своего детища. Инженер утверждает, что он был настолько увлечен доработкой и продвижением своего синтезатора, что совершенно не обращал внимания на конкурентные продукты (такие, как, например, Prophet 12 от DSI). «Все эти современные синтезаторы совершенно перестали отличаться друг от друга – несмотря на достижения инженеров в области синтеза звука, новые инструменты по-прежнему не блистают авангардизмом, предпочитая привычные алгоритмы – и это не говоря уже о «псевдовинтажных» инструментах, грубо копирующих достижения классической эпохи синтезаторов» - говорит Стефан.

На доработку и создание первого прототипа ушло в два раза больше времени чем ожидалось, да и бюджет Стефана начал потихоньку иссякать, однако разработку вовремя заметила немецкая компания EMC (Electronic Musical Components), взявшаяся курировать проект и профинансировавшая дальнейшую работу инженера. К счастью, неожиданный успех, который синтезатор получил при первом представлении на MusikMesse 2011 окупил все опасения инженера с лихвой.

SCHMIDT-schräg

Schmidt – это не копия и не подражание классическим аналоговым синтезаторам прошлого, изначально этот инструмент задумывался как нечто другое. Например, компонентная база не содержит «воссозданных» VCO и других винтажных элементов схемотехники. Большинство управляющих (но не звукогенерирующих!) схем здесь – дискретные, и основаны они на современных компонентах, LFO и огибающие – цифровые. «Это настоящий спектакль» - говорит инженер - «потому как нам всем дурят головы, устанавливая дешевые аналоговые компоненты на современные «винтажные» переиздания классических приборов, в то время как нынешние технологии позволяют создавать гораздо более точные цифровые узлы синтезатора, к которым в первую очередь относятся модуляторы (такие как LFO или огибающие)».

Итак, синтезатор Schmidt – это 8-голосный аналоговый синтезатор, каждый из голосов прибора оснащен:

  • отдельным аудиовыходом
  • четырьмя аналоговыми осцилляторами с различными формами волны
  • пятью аналоговыми фильтрами, включающими два 24dB/oct мультирежимных «муговских» фильтра лестничного типа, два двойных мультирежимных фильтра с управляемым перегрузом и один низкочастотный фильтр 12dB/oct
  • отдельными модуляторами для большинства управляемых параметров, включающими генераторы огибающих и LFO
  • стерео панорамированием
  • независимым «мастер» генератором огибающей
  • функцией "Filter-Uberblend"

SCHMIDT-Oszillator-Sektion

Начнем с осцилляторов – каждому из них соответствуют свои формы волны и возможности модуляции:

  • 1 осциллятор предлагает такие формы волны как PWM, SAW, Double-SAW, Noise, а также саб-осциллятор и Multi-Pulse (который представляет собой 4 различных pulsewave, модулируемых по фазе и ширине – уникальный тип осциллятора, напоминающий по звучанию нечто среднее между PWM и жесткой синхронизацией осцилляторов)
  • 2 осциллятор: PWM, SAW, Double-SAW, Noise + кольцевая модуляция
  • 3 осциллятор: PWM, SAW, Double-SAW, Noise, OSC Sync + синхронизация с использованием саб-осциллятора
  • 4 осциллятор: комбинация кольцевой модуляции нескольких осцилляторов с квадратной формой волны, назван Стефаном «metallic Noise» - который позволяет генерировать шум с ясно различимыми гармоническими составляющими, идеально подходящий для синтеза «металлоподобных» или перкусионных звуков

Треугольная или синусоидальная волны, как утверждает Стефан, могут быть сгенерированы посредством использования многочисленных фильтров прибора.

Осцилляторы основаны на современной технологии DCO (digital controlled osc), которую очень часто относят к цифровых осцилляторам. Однако это не так – осцилляторы полностью аналоговые, а вот за их высотой, или точным строем, следит цифровой элемент, основанный на синхронизации с кварцевыми колебаниями. Это позволяет синтезаторам с таким типом осциллятора очень точно держать строй, который является самым слабым местом синтезаторов с VCO.

- «То, что осцилляторы синтезатора Schmidt основаны на технологии DCO, а не VCO, которую принято считать канонической при производстве «правильных» аналоговых синтезаторов, должно было вызвать немало споров, и я это предвидел» – говорит Стефан – «поверьте, это было сделано неспроста, и вовсе не от отсутствия у меня опыта в этой области – даже наоборот. Такие осцилляторы не имеют ничего общего с DCO-осцилляторами синтезаторов Juno 6/60, Matrix 1000 или Matrix 6. Чтобы не пустословить, скажу, что точным было бы определение TCVCO (time controlled VCO - управляемые таймером VCO). Термин DCO содержит несколько различных расшифровок, некоторые из которых действительно обозначают цифровые осцилляторы, однако осцилляторы синтезатора Schmidt полностью аналоговые».

SCHMIDT-Oszillator-4

Кроме того, настройки одного осциллятора Schmidt абсолютно не влияют на настройки или звучание других осцилляторов, как это бывает с VCO. К тому же, каждый из осцилляторов оснащен отдельными регуляторами для точной настройки высоты и фазы.

«Часто c VCO случаются истории, когда из-за не очень точного изготовления печатной платы соседние по высоте осцилляторы начинают как бы «резонировать», не позволяя точно отстроить микросдвиги по высоте, необходимые для ощущения объема и пульсации» – упоминает Стефан – «и это еще одна причина по которой мой синтезатор оснащен DCO. В конечном счете, меня всегда волновало именно итоговое качество звучания инструмента, независимо от того, аналоговый он, аналого-моделирующий или цифровой».

SCHMIDT-Filter

Звук осцилляторов, пройдя предварительное микширование, попадает в секцию фильтров, которая, несомненно, является самым мощным узлом инструмента, его «сердцем». Она состоит из двух идентичных групп, каждая из которых содержит мультирежимный 24dB/oct Moog ladder type фильтр, а также двойной фильтр, который в свою очередь является цепочкой двух параллельно работающих мультирежимных фильтров. Оба фильтра могут работать как последовательно, так и параллельно. Каждый из фильтров обладает собственными модуляторами, включающими специальные генераторы огибающих и LFO, а также может быть модулирован частотой осциллятора. Кроме того, как уже упоминалось, выходной сигнал обеих групп фильтров может быть обработан еще одним, независимым фильтром, пятым по счету, который представляет собой низкочастотный фильтр 12dB/oct без каких-либо модуляций. Таким образом, этот выходной фильтр позволяет формировать итоговую тембральную составляющую пэтча, в то время как основанные группы фильтров могут быть использованы для акцентирования или вырезания отдельных гармоник или модуляционных эффектов. Создавая секцию фильтра своего синтезатора, Стефан Шмидт вдохновлялся фильтрами легендарного Oberheim Matrix 12.

Что касается модуляционных возможностей инструмента – по этой части синтезатор Schmidt также отличается от большинства аналоговых инструментов, которые, как правило, оснащены матрицей универсальных назначаемых модуляторов. Синтезатор Стефана не содержит никаких специальных матриц – вместо этого каждый из узлов инструмента обладает индивидуальными модуляторами, жестко привязанными к конкретным параметрам синтеза. Эти модуляторы, среди которых огромное количество огибающих и LFO, также могут управлять и несколькими модулями одновременно.

Рассмотрим, например, модуляцию микшера, расположенного на выходе блока фильтров. Балансом уровня громкости сигнала, приходящего  с двух независимых групп фильтров можно управлять вручную, с помощью динамики клавиатуры синтезатора, а также с помощью специальной функции «uberblend». Кроме того, у этого параметра также имеется собственный 4-фазный генератор огибающей.

«Любая модульная система, которая предлагает открытые возможности маршрутизации модуляторов, жертвует тем самым точностью их работы относительно конкретных узлов инструмента» – говорит Стефан – «кроме того, наличие индивидуальных модуляторов способствует простоте работы с инструментом. Такой способ организации модуляций визуально и интуитивно приятен, и позволяет избежать неудобств, связанных с настройками модуляционных матриц».

Имеется полноценный доступ ко всем параметрам управления синтезатором с его лицевой панели, оснащенной множеством ручек, кнопок, LED-лампочек, а также – информационным дисплеем. Пэтчи, конечно же, сохраняются в память инструмента. Помимо этого синтезатор оснащен различными средствами контроля звука, включающими динамику и посленажатие клавиатуры, стандартные колеса pitchи mod, а также джойстик с возможностью вращения на 360 градусов.

{product id=2653}

«Есть еще множество различных вещей, которые мне нравятся в синтезаторах» говорит Стефан  –«например, я с удовольствием добавил бы своему инструменту секцию эффектов, waveshaper, другие типы фильтра, или сложные модуляционные возможности. Но, боюсь, если бы я постоянно думал о том, чего не хватает моему инструменту, он так бы и не вышел из своего «сухого дока».

За 3 года синтезатор успел изменить свой дизайн и обзавестись специальным программным обеспечением, позволяющим управлять синтезатором с ПК. Кстати – дизайн инструмента был выполнен индустриальным дизайнером из Германии - Акселем Хартманом, известным по не менее грандиозному проекту Hartmann Neyron, в свое время наделавшему немало шума в мире электронных музыкальных инструментов.

____________________________________________________________________

Подводя итоги, хочется еще раз отметить - почти каждый продукт рынка профессионального сценического и студийного оборудования изначально оптимизирован с точки зрения коммерческой жизнеспособности и рыночной стоимости, и потому всегда являет собой неуклонный компромисс между возможностями, качеством и ценой. Синтезатор Schmidt – это абсолютный уникум в этой системе, по сути являющийся воплощением мечты и гения одного-единственного человека, посвятившего всю свою жизнь созданию этого уникального инструмента.

С июля 2013 года, синтезатор производится серийно - первый тираж составил 25 таких инструментов, каждый из которых собран полностью вручную. Как обещается, в ближайшее время должен быть запущен сайт schmidt-synthesizer.com, подробно описывающий спецификации пробора и предлагающий примеры звучания.

Что же, пожелаем удачи Стефану, ведь таких грандиозных проектов, дошедших до стадии производства в наши дни не так уж и много!

Прочитано 4370 раз Последнее изменение 24 июнь 2014
musicmag

MusicMag - музыкальный журнал, академия, маркет

Медиа

Комментарии (0)

Рейтинг 0 из 5 от 0 комментаторов
Пока нет комментариев

Оставьте свой комментарий

  1. Posting comment as a guest.
Rate this post:
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?