- Гитару-то вы купили (или вам ее подарили), а денег на комбик и примочки нет. А играть хочется, да еще и с разными вариантами звучания. Тут вам помогут так называемые «виртуальные гитарные процессоры» - программы для эмулирования дорогущих гитарных усилителей, кабинетов и эффектов. Их достаточно много, лучшими в этом плане считаются Native Instruments Guitar Rig, IK Multimedia Amplitube, ReValver, Waves GTR.
- Вы хотите записать то, что играете. Дома вполне можно сделать хорошую демо-запись при помощи таких программ-секвенсоров как Cubase, Ableton Live, Adobe Audition, Cakewalk Sonar и т.д.
Итак, как же подключить гитару к компьютеру?
Предположим, у вас электрогитара или бас.
Есть несколько вариантов подключения – крайне дешевый (тогда и звук будет сами понимаете какой) и варианты чуть дороже, но гораздо эффективнее.
1. Вариант «намба уан» (самый дешевый) – подключить гитару в линейный вход встроенной звуковой карты.
Такой разъем обычно синего цвета, и/или имеет надпись Line-in.
Гитара, включенная в микрофонный вход (розового цвета), тоже будет звучать, но из-за высокого коэффициента усиления звук будет перегружен и будет много шумов.
Также нужно учитывать, что из-за разницы в сопротивлении гитара, подключенная напрямую в линейный вход, будет звучать довольно тихо.
В виртуальном микшере вашей звуковой карты понадобится включить соответствующий вход и придется сделать максимальное увеличение уровня. Минусы такого подключения – размазанный звук, ощутимое количество шумов. Происходит это из-за того, что выходное сопротивление гитары не согласовано с таким входом.
Поэтому переходим к следующему пункту.
2. Вариант «намба ту» - подключить гитару через предусилитель (преамп) или директ-бокс в линейный вход карты. Также в качестве преампа может выступить гитарный процессор, обладающий линейным выходом.
Предусилитель или директ-бокс (его еще называют DI-Box) как раз и нужны для того, чтобы на вход звуковой карты уже подавался качественный сигнал, который согласован по уровню и сопротивлениям.
Вот несколько моделей директ-боксов: Behringer GI 100 ULTRA-G, Samson S-direct, Boss DI-1.
Минусы этих двух способов – это то, что качество оцифровщиков, стоящих в интегрированных или мультимедийных звуковых картах, оставляет желать лучшего.
Также одной из главных проблем является то, что при обработке звука в реальном времени задержка между извлечением звука на гитаре и сигналом на выходе звуковой карты весьма заметна. Т.е. нормально играть через виртуальный процессор эффектов не получится.
Происходит это из-за того, что мультимедийные звуковые карты не поддерживают интерфейс ASIO напрямую.
В данном случае может помочь специальный драйвер asio4all, который был создан одним энтузиастом-программистом, чтобы хоть как-то решить эту проблему. Этот драйвер позволяет несколько снизить задержку, но гораздо лучшим будет следующий вариант.
3. Вариант «намба фри»!
Приобрести недорогой аудиоинтерфейс с поддержкой ASIO и обладающий гитарным (иногда обозначается Hi-Z) входом.
Есть модели, цена которых ненамного дороже, чем указанные выше преампы. У некоторых карточек помимо гитарного входа есть даже микрофонные предусилители с возможностью подачи фантомного питания для конденсаторных микрофонов.
В диапазоне от 3 до 8 тысяч рублей можно выделить такие модели:
Jam Mate RockFrog,
ESI UGM 96,
ESI MAYA 44e,
Cakewalk UA-1G,
Native Instruments Guitar Rig Mobile,
M-Audio Fast Track,
M-Audio Mobile Pre,
Infrasonic Amon,
Creative E-MU 0202 USB,
Creative E-MU Tracker Pre,
LINE 6 Toneport GX Mk2,
LINE 6 Toneport UX1 Mk2,
M-Audio Firewire Solo,
Native Instruments Guitar Rig Session I/O.
В этом варианте вы решаете все проблемы с подключением. Останется только установить Amplitube или Guitar Rig и все! Играйте на своей электрогитаре сколько угодно!
Про акустические гитары.
Если у вас акустика, то тут подключение тоже может быть разным.
По традиции начнем с самого дешевого варианта:
1. «Намба уан»
Снимать звук с гитары любым простеньким динамическим микрофоном.
Микрофон, соответственно, подключаем в микрофонный (Mic) вход интегрированной карты.
Минусы такого подключения очевидны – микрофон для караоке, интегрированная карта, шумы (которые кроме звука гитары снимет этот микрофон) сделают свое грязное дело. Вместо полноценного звука акустической гитары услышите невнятное бреньканье.
Приобрести датчик или пьезозвукосниматель. Подключение гитары с магнитным датчиком ничем не отличается от подключения электрогитары, которое мы рассматривали выше.
Про пьезо стоит поведать поподробнее. Отечественные звукосниматели-«таблетки», скажем сразу, дают полное отсутствие низких и низкой середины.
Гораздо лучше приобрести пьезозвукосниматель с полноценным темброблоком в комплекте. Темброблок – это по сути преамп с эквалайзером, который встраивается в корпус гитары или крепится снаружи. Работают такие устройства, как правило, от девятивольтовой батарейки. Как и любой преамп, подключается в линейный вход карты.
Из лидеров в области изготовления таких устройств можно назвать фирму FISHMAN.
Снять звук хорошим конденсаторным микрофоном. Для этого понадобится соответственно сам микрофон, микрофонный кабель, а также микрофонный предусилитель или аудиоинтерфейс с возможностью подачи фантомного питания.
Преампы, про которые мы написали в теме о подключении электрогитар, подходят и для таких микрофонов.
Также и некоторые модели недорогих аудиоинтерфейсов, о которых говорилось выше, могут подавать фантомное питание.
Это:
ESI MAYA 44e
M-Audio Fast Track,
M-Audio Mobile Pre,
Creative E-MU Tracker Pre,
M-Audio Firewire Solo,
Native Instruments Guitar Rig Session I/O.
Из недорогих конденсаторных микрофонов можно посоветовать модели:
Октава МК-012,
Октава МК-219,
Октава МК-319,
Nady CM 95,
Nady SCM 960,
Nady SCM 1000,
sE Electronics SE-1A,
sE Electronics SE-2A,
Behringer C-1,
AKG Perception 170,
Audio-Technica AT 2020
Кстати, в студиях акустические гитары часто снимают сразу двумя способами – и пьезодатчиком (он дает характерную атаку инструмента, четкие высокие частоты) и микрофоном (хорошая передача сигнала во всем спектре частот).
При этом иногда используют не конденсаторные, а ленточные микрофоны. Они дают очень теплые и бархатные низы и нижнюю середину. Правда у ленточных микрофонов высоких частот маловато, но это компенсирует звук, снятый пьезодатчиком. Вообще у разных микрофонов есть свои интересные особенности, но в рамках этой статьи все не изложить.
Если есть желание поэкспериментировать с ленточными микрофонами, то вот пара недорогих моделей:
Nady RSM-4,
Октава МЛ-52
Вместо эпилога
Процесс поиска «своего» звука иногда бывает очень долгим. Постепенно развиваясь, вы придете уже и к работе с ламповыми комбиками, и к записям в хорошей студии, перепробуете разные гитары и гитарное оборудование, чтобы найти «свой звук».
Удачи вам в творчестве!