Многие профессионалы и звукорежиссёры со стажем смертельно не любят эту тему, мол, всё это детский сад и баловство, что ничего у вас хорошего не получится и надо непременно идти в студию. И мы с ними конечно же спорить не будем. Другое дело, что в данный момент разносортных студий огромное множество и постоянно появляются новые. Качество и уровень работы в таких студиях всегда остаётся под вопросом, а запись в известной, действительно хорошо зарекомендовавшей себя студии может себе позволить далеко не каждый. Практика такова, что сейчас записывать свои творения дома пытаются очень многие, и нужно заметить, некоторые добиваются при этом вполне приличных результатов. И Вы тоже можете этого добиться. Никто не говорит о супер-качестве студийного уровня, но Вы, как минимум, можете избежать простейших распространённых ошибок, и сделать приемлемого качества демо-записи, с которыми не стыдно будет, как говорится, и в народ пойти.
В первую очередь стоит усвоить одну простую, но тем не менее важную вещь - хорошая конечная запись - это не результат множества заумных обработок на дорогом оборудовании и крутых виртуальных плагинах. Прежде всего это качественный и чистый первичный материал. То есть, опуская такой вопрос, как мастеринг трека (ибо это уже отдельная тема для разговора), изначально правильно записанный звук - залог успешного сведения, с минимумом обработок в последствии.
Что ж, давайте разберёмся, что необходимо для наиболее качественной записи голоса, возможной в домашних условиях.
Здесь мы выделим 3 простых ключевых элемента:
- приемлемая акустическая обстановка;
- верно подобранный микрофон;
- качественная передача звукового сигнала на записывающее устройство.
Теперь о каждом из этих пунктов по порядку.
АКУСТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА.
Что подразумевается под хорошей акустической обстановкой? В нашем случае мы применяем слово "приемлемая", так как делаем домашнюю запись. Это минимум посторонних шумов, минимум отражений звука, максимальное исключение естественной реверберации и эха, которые присущи любому обычному бытовому помещению. Для этого необходимо использовать заранее подготовленное место, оснащённое звукоизолирующими и звукопоглощающими материалами. В идеале это может быть отдельное звукоизолированное помещение - кабинка, небольшая комната, покрытая изнутри звукопоглощающими материалами. Логика конечно же проста - наружняя звукоизоляция защитит запись от внешних посторонних шумов (и сохранит здоровые нервы вашим соседям), а звукопоглощающие материалы внутри помогут погасить отражения звука от стен, минимизируя эффекты реверберации и эха при записи.
Один из наиболее частых вопросов - какие материалы для этого использовать? Конечно же наилучшим вариантом будет применение специализированных звукоизолирующих и звукопоглощающих материалов. Но "в народе" часто пользуются подручными материалами - листы ДСП, фанеры, гипсокартон, пенопласт, минеральная вата, войлок, ковролин и даже картонные ячейки из под яиц. Подробно рассматривать плюсы и минусы этих материалов в данной статье мы не станем, так как тут много индивидуальных моментов. Можно лишь сказать, что при определённых условиях и правильном применении, в совокупности эти материалы могут дать очень приемлемый результат.
ВЫБОР МИКРОФОНА.
Какой микрофон выбрать и по каким параметрам сделать этот выбор?
Существует множество различных типов микрофонов, различающиеся по способу преобразования звуковых колебаний, по типу направленности, по уровню чувствительности, по области восприятия частотного диапазона и т.д. Здесь опять же требуется индивидуальный подход в зависимости от акустических условий, от тембра и исполнительских особенностей вокалиста и особенностей вашей музыкальной стилистики. Ну а уж выбор фирмы изготовителя тем более опредеялется вашими личными пристрастиями. Отметим основные моменты и основные типы микрофонов, которые могут нам пригодиться в домашней студии. Чаще всего для записи вокала используются конденсаторное микрофоны, либо динамические. Принцип действия динамического микрофона состоит в преобразовании колебаний звуковых в механические. Он имеет меньший динамический диапазон и более мягкие высокие частоты, но зато более устойчив к перегрузкам, чем конденсаторный микрофон. Если вы пишите сильный, динамичный вокал, скрим или гроул, то возможно как раз более подходящим будет динамический микрофон.
В конденсаторных микрофонах устройство посложнее, так как задействован конденсатор, емкость которого изменяется с частотой воздействующего на мембрану звукового давления. Данному типу микрофонов требуется внешний источник питания, называемый фантомным питанием. Конденсаторные микрофоны являются более чувствительными, и если вы записываете более мягкий вокал, и необходимо передать все нюансы и мельчайшие детали исполнения, то здесь отличным выбором будет именно конденсаторный микрофон. Но тут стоит в очередной раз вспомнить об акустической обстановке, а также отметить, что микрофон с очень высокой чувствительностью при ненадлежащих условиях звукоизоляции вместе с голосом перенесёт в вашу запись все возможные посторонние шумы.
Направленность также играет немалую роль. По этому типу микрофоны можно разделить на ненаправленные (одинаково воспринимает звук со всех сторон), односторонне направленные (воспринимающие колебания только с фронтальной стороны) и двусторонне направленные (одинаково «ловят» как с тыла, так и с фронта). Каждый выбор индивидуален, но учитывая наши "домашние" условия, возможно более удачным выбором будет односторонне направленный микрофон, дабы исключить остальные области, откуда могут "влезть" посторонние звуки, и сосредоточить наш пространственный диапазон записи непосредственно на вокалисте. Ну и не стоит забывать об элементарных "индивидуальных средствах защиты" для нашего микрофона - антивибрационном держателе (он же "паук") и поп-фильтре.
ПРЕДУСИЛЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА СИГНАЛА.
И наконец последний наш пункт, но от того отнюдь не менее важный - предусиление и передача сигнала. Не вдаваясь в глубокие технические подробности, выделим два основных критерия:
- перегрузочный запас по входу - если он будет недостаточным у нашей модели предусилителя, а микрофон имеет достаточно высокую чувствительность, то велика вероятность получить перегрузку входного сигнала ещё до предусиления;
- уровень шума предусилителя - является прямым показателем того, сколько шума добавит предусилитель к сигналу микрофона.
Довольно частым вариантом в домашних условиях является использование современных звуковых интерфейсов, либо недорогих микшерных пультов со встроенными предусилителями и возможностью подачи фантомного питания в 48В. Кроме этого, также используются отдельные устройства-предусилители. Вариант отдельного предусилителя для микрофона даст более положительный результат, так как преампы встроенные даже в дорогие внешние звуковые интерфейсы заметно уступают по качеству отдельно взятому устройству предусиления. Фирм-производителей и моделей великое множество, и не всегда высокая или низкая стоимость будет достоверным показателем качества. Но всё же более надёжным решением будет выбор такого девайса из среднего ценового диапазона и выше.
В качестве более-менее универсальных примеров как звуковых интерфейсов с преампами, так и отдельных предусилителей c хорошим (приемлемым) соотношением цены/качества можно привести такие фирмы-производители как MOTU, RME, Focusrite, ART, M-Audio.