Увидеть TC Electronics Alter Ego в действии под ногой гитариста не составит для вас труда — достаточно потратить несколько секунд на поиск соответствующего видео на YouTube. А вот найти демо этого (или любого другого) гитарного эффекта в сочетании с синтезаторным звучанием уже не так просто. Почему? На этот вопрос сложно дать правильный ответ. Однако, на пригодность TC Electronics Alter Ego для использования в электронных сетапах, указывает целый ряд очевидных особенностей данной педали.
Например, Alter Ego оснащен стереофоническими входом и выходом, что немаловажно для работы с синтезаторами. Также, здесь имеется полноценный MIDI-вход, позволяющий контролировать параметры эффекта с рук — т.е. с использованием MIDI-контроллеров или линии автоматизации секвенсора. И самое интересное - помимо стандартных алгоритмов, данный аппарат предлагает целый набор эмуляций классических аналоговых приборов задержки (включая легендарные пленочные дилэи), ну а их роль в создании и развитии электронной музыки как жанра, сложно переоценить.
TC Electronics Alter Ego является достаточно простым в управлении устройством, готовым к использованию практически сразу после покупки. Однако, всю широту и разнообразие возможностей применения данной педали, можно осознать только в историческом контексте.
Знаете ли вы, например, что изначально любые приборы звуковой обработки были доступны только большим студиям и выполняли исключительно техническую задачу, а именно — поместить записанный инструмент в искусственное пространство? И уже значительно позже, свободные от академических шаблонов новаторы прошлого, нашли обработкам художественное применение.
Думаете, ими были первые электронные музыканты, такие как Kraftwerk или Depeche Mode? Отнюдь!
Существует жанр (и, вместе с ним целая гряда артистов) который сам по себе не признавался и не признается в качестве электронной музыки, однако именно он предвосхитил её идеологию. Встречайте легендарный ямайский даб (Dub) и его главный инструмент — пленочный эффект задержки!
DUB-музыка и пленочный дилэй
Даб возник как ответвление жанра рэгги (reggae). С самого начала своего существования, этот стиль начал воплощать до боли знакомую сейчас, но чуждую тогда, идеологию — использование эффектов в качестве полноправных элементов музыкального трека!
С начала 40-х годов 20 века, основным типом музыкально-увеселительных площадок Ямайки являлись звуковые установки (sound systems). По сути, звуковые установки были ранним аналогом того, что гораздо позже (уже в Европе) назвали Open Air или Rave — т.е. несанкционированными дискотеками под открытым небом.
Данная форма шоу-бизнеса подстегнула появление индустрии звукозаписи на Ямайке. Сначала, в борьбе за симпатию населения, хозяева звуковых установок попросту срывали этикетки с играемых на мероприятиях пластинок, дабы продемонстрировать уникальность исполняемой музыки. Все это привело к тому, что за самыми популярными звуковыми установками стали образовываться целые студии звукозаписи, целью которых стало создание собственной, уникальной, музыки, которую было бы невозможно услышать у конкурентов.
Именно здесь, во многом благодаря отсутствию квалифицированных кадров, а значит и «типичного мышления», произошло революционное переосмысление роли эффекта в миксе. Каждый профессиональный звукорежиссер того времени знал — на переднем плане (т.е. самым громким) должен быть солирующий инструмент, чаще всего — вокал. Ямайская же школа на передний план выдвинула инструменты, которые в европейской и американской популярной музыке всегда удерживались на заднем фоне — бас и ударные.
То же касается и эффектов: любой уважающий себя звукорежиссер знал, что эффектом задержки не стоят злоупотреблять. Для поддержания прозрачности звучания музыкальных треков того времени, данный тип обработок применялся очень выборочно. Ямайские продюсеры, далекие от всех этих “ГОСТов”, обрабатывали эффектом дилэя целые группы инструментов! И на то была своя причина, которую можно осознать, внимательно изучив принцип действия пленочного дилэя.
Дело в том, что магнитная лента, в отличии от популярных сейчас цифровых средств, это очень ненадежный носитель. Пленочная запись всегда вносит в записанный материал небольшие искажения и шумы, при этом, изношенность многократно перезаписанной пленки еще сильнее усугубляет эти нюансы. Ну а в отношении эффектов задержки, появление данных нежелательных элементов неизбежно — ведь перезапись пленки происходит постоянно! Особенно сильно этот эффект проявляет себя, если параметр обратной связи (feedback) установлен на максимум. Усугублял ситуацию еще и тот факт, что некоторые производители сознательно уходили от унификации расходных материалов, таким образом сохраняя монополию на производство пленки и искусственно затрудняя ее замену в аппаратах. Естественно, упоминаемые приборы (собственно, как и вся звуковая аппаратура) доходили до раздираемой междоусобными войнами Ямайки уже далеко не в идеальном состоянии, что поспособствовало насыщению даб-музыки всем спектром аналоговых и пленочных искажений.
Однако, оказалось, что «тепло» искажений, вносимых в запись аналоговыми приборами, положительно сказывается на эмоциональном восприятии слушателя! Этот парадокс был открыт ямайскими продюсерами совершенно случайно, в ходе экспериментов, и подтвержден положительной реакцией слушателей на танцплощадках перед звуковыми установками, куда записи незамедлительно отправлялись сразу после производства. Людям понравилось звучание дилэя в новой роли!
Позже, благодаря эмигрантам с Ямайки, даб-музыка просочилась и в Англию, распространив новый подход к созданию музыки по всему миру. Ямайская манера сведения рушила стереотип о том, что ударные и бас должны занимать посредственные роли в аранжировке, а также приносила новое, художественное восприятие звучания эффектов. Оба этих правила, в итоге переняла электроника, а в последствии и вся популярная музыка.
TC Electronics Alter Ego
Изучив историю дилэя, вернемся к рассмотрению прибора TC Electronics Alter Ego.
Итак, имея в своем арсенале множество моделей пленочных дилэев прошлого, Alter Ego позволяет добиться того самого гипнотического чувства «улетающего в космос» звука. При этом, каждый из алгоритмов имеет свой собственный характер — обработанный звук становится другим, и чем больше он повторяется, тем больше он уходит от себя первоначального. Магия даб-музыки оживает на глазах!
Рассмотрим прибор поближе. В левом верхнем углу TC Electronics Alter Ego расположена ручка выбора режима эмуляции.
Первые четыре режима — это банки памяти специальных пресетов tone print, о которых мы расскажем чуть позже.
Пятый режим представляет собой эмуляцию классических пленочных дилэй-боксов Roland Space Echo. Сразу стоит оговориться, что под данным брендом подразумевается целый модельный ряд, включающий такие устройства как, например, Roland RE-100, 101, 150, 200 и 301.
Каждое из вышеперечисленных устройств обладает собственным функционалом, например, RE-200, помимо пленочного тракта, имеет и встроенный пружинный ревербератор. Рассматриваемый нами дилэй TC Electronics Alter Ego эмулирует общий характер звучания пленочного тракта приборов серии Space Echo, который можно описать так: у каждого последующего повторения как бы срезаются высокие частоты, и чем повторов больше, тем меньше в них информации в указанном диапазоне частот. Каждое новое отражение при этом плавно и деликатно насыщается гармониками, создавая впечатление, что обработанный сигнал становится теплее.
***
Следующий режим Alter Ego, это эмуляция пленочного дилэя Maestro Echoplex 2.
Сказать по правде, в названии режима есть небольшая путаница. Маркировка оригинальной модельной линейки Maestro Echoplex была следующей: EP2, EP3 и EP4. В рекламных роликах Alter Ego присутствует фото модели EP4, однако в названии режима (Eplex2) мы видим цифру 2, отсылающую ко второй, наиболее популярной модели серии.
Echoplex EP-2
Maestro Echoplex EP2 имел на борту ламповый усилитель, унаследованный от предыдущей модели, существовавшей в двух ипостасях — как портативный прибор и как часть гитарного кабинета. Прибор имел возможность отключения эффекта задержки, что позволяло использовать его в качестве обыкновенной “гитарной головы”. В целом, Maestro Echoplex EP2 во многом установил стандарты производства эффектов задержки 50-60х годов прошлого века.
Характер звучания: наблюдается легкая сатурация и плавный срез низких частот, усугубляющийся с каждым последующим повтором.
***
Следующий виртуально-воскресший пенсионер: Watkins Copykat.
Стоит обратить внимание, что правильное название модели пишется через i! Оригинальный прибор, производившийся в 60-х, сформировал фирменное звучание группы The Shadows, а также повлиял на общее звучание стилей Surf и Rockabilly. Славился этот прибор шумностью, которую издавала сама пленка. Кроме того, каждое переключение режимов подмешивало к сигналу дополнительные призвуки. Всего этого безобразия в Alter Ego, увы, нет.
Характер звучания: в Copykat к каждому новому повтору постепенно добавляется эффект дисторшн (distortion), в связи с чем у задержанного сигнала появляется ярко выраженная атака.
***
Помимо эмуляции пленочных приборов, TC Electronics Alter Ego имеет в своем арсенале и модели других легендарных аналоговых дилэев прошлого. Например, режимы E REC1 и E REC2 воссоздают звучание классических приборов итальянской компании Binson: Echorec 1 и 2.
В отличии от своих пленочных «собратьев», в этих приборах для записи повторяемого сигнала использовался магнитный барабан. Звучание данных приборов, вы найдете в лучших хитах всемирно известной группы Pink Floyd — например, "Interstellar Overdrive", "Astronomy Domine", "Shine On You Crazy Diamond" и, конечно же, "Time". Кстати, эхо на барабанной партии в песне "When the Levee Breaks" группы Led Zeppelin, также создано с помощью Binson Echorec.
Характер звучания: оба режима имеют небольшой нарастающий эффект дисторшна, E REC1 также выдает довольно настойчивый хорус (chorus).
***
Режимы ECHOLF, DMM V, DMM C — это эмуляторы аналоговых педалей от Electro-Harmonix — Echo Flanger, Deluxe MemoryMan Vibrato и Deluxe MemoryMan Chorus, соответственно.
Electro-Harmonix Echo Flanger
Характер звучания: В DMMC и ECHOFL задержанный сигнал дополнительно обрабатывается эффектом хоруса и флэнджера. Наблюдается легкая модуляция по фазе (как по панораме так и по времени), зависящая от уровня обработки. В DMMV “плывет” и высота тона — эффект, часто наблюдающийся в пленочных приборах со сломанным электродвигателем.
***
Следующий режим - TR Organ, или Tel Ray Organ Tone. Как видно по фотографии, дизайн Alter Ego был позаимствован именно у этого аппарата.
Tel Ray Organ Tone отличался по-настоящему уникальным принципом работы. Согласно описанию, внутри устройства находился специальный электродвигатель, который, с помощью резинового ремня толкает наполненный электролитическим маслом баллон, внутри которого и находился звукосниматель. Последний работает как записывающая головка и записывает, в том числе, хлюпанье масла внутри баллона! Невероятно, но именно за счет всех этих манипуляций и производился эхо-эффект!!!
Характер звучания: В Alter Ego, данный режим предлагает нам классический Slap-Back эффект, известный по стилю рокабилли (pockabilly).
***
Оставшиеся три режима — это эмуляции классических, но уже цифровых приборов.
Например, BDM2, он же Boss DM-2, был запущен в производство в 1984 году и стал первым в мире эффектом задержки, выпущенном в форм факторе педали для гитаристов.
Характер звучания: очень чистый звук, который мгновенно заводится. Каждый повтор имеет ярко выраженную атаку, которая в последствии плавно, но быстро трансформируется в акустическую субстанцию.
2290 mode или TC Electronic 2290. В прошлом флагманский прибор от производителя.
Алгоритм выдает очень чистый сигнал повторов, который в хорошем смысле не имеет явного характера.
И, наконец, рассмотрим режим Tone Print, упомянутый в самом начале. Кстати, компания TC Electronix заявляет, что абсолютно все алгоритмы TC Electronic Alter Ego созданы с помощью одноименной технологии. Как это работает? Вы подключаете ваш Alter Ego посредством USB-провода к компьютеру, скачиваете специальный редактор пэтчей и наслаждаетесь моделированием собственного, уникального дилэй-бокса!
Редактор Tone Print имеет множество самых разных параметров, позволяющих сформировать огромнейшую палитру самых разнообразных типов задержки. Кстати, если вы не большой любитель создания собственных звуков, вы можете скачать на сайте компании один из готовых алгоритмов, среди которых имеются и именные алгоритмы от известных музыкантов. Для сохранения созданных или скачанных пэтчей, Alter Ego имеет 4 слота памяти.
Заключение.
Итак, TC Electronic Alter Ego — это отличный способ расширить функционал любого синтезатора или электронного музыкального инструмента, добавив в его тембр тот самый «космический» звук! Каждый из алгоритмов Alter Ego имеет за плечами огромную, богатую событиями историю и свой собственный уникальный звук. Арсенал прибора способен подарить вам не только одну из самых богатых палитр пространственных эффектов задержки, но и обновить звучание самих тембров — особенно в том, что касается длинных лидовых и пэдовых звуков, дронов и т. д.
Также, немаловажным плюсом TC Electronic Alter Ego для электронных музыкантов, является возможность создания и редактирования собственных алгоритмов задержки! Ну а наличие MIDI портов и полноценных стереофонических аудиоразъемов позволят использовать данную педаль практически в любом сетапе!
Автор статьи: Глеб Крайцер.