Начнем с VCO. Такой тип осцилляторов харатерен для традиционных аналоговых синтезаторов в «винтажном» стиле. Этот полностью аналоговый осциллятор управляется посредством подачи на него управляющего напряжения (CV).
Изменяя силу подаваемого на осциллятор напряжения с помощью CV-клавиатуры или секвенсора, мы получаем прямо пропорциональные изменения частоты генератора. Именно этот способ позволяет использовать традиционные VCO для игры «нотами».
В целом, этот далеко не самый точный способ «настройки» осцилляторов, имеет свои плюсы и минусы. Какие именно? Поясним.
CV-сигнал склонен к переменным характеристикам, изменчивость которых зависит от множества факторов, таких как температура воздуха, напряжение в сети и т.д. Эти естественные, природные изменения CV-сигнала приводят к появлению эффекта «slope» – плавного дрифта высоты осцилляторов, который, с одной стороны, может привести к общей расстройке звучания и неточному строю инструмента, с другой же – именно этот эффект делает звук VCO таким «жирным».
С появлением цифрового протокола MIDI, генераторы VC0 аналоговых синтезаторов начали оснащать специальными цифро-аналоговыми преобразователями (ЦАП), отвечающими исключительно за перевод входящих цифровых MIDI-сообщений в аналоговый управляющий сигнал CV, который в итоге и попадает на осциллятор. В этой новой схеме CV – напряжение, а значит и высота осциллятора напрямую зависила от номера MIDI-ноты, поступающей на специализированный ЦАП.
Первые осцилляторы с новым, цифровым способом управления DCO отличались гораздо большей стабильностью, чем VCO, однако за стабильность пришлось поплатиться.
Использованные в ранних цифро-аналоговых преобразователях clock-генераторы и 16-битная разрядность, делали мягкую подстройку высоты осцилляторов (fine tune) практически невозможной. Дискретность цифровых значений, преобразованная в аналоговый CV сигнал, давала ступенчатые, угловатые изменения высоты осциллятора. А это, в свою очередь, привело к невозможности высокоточной художественной расстройки осцилляторов, делавшей звучание винтажных VCO таким жирным. Кроме того, точный строй ликвидировал эффект «slope», естественным образом расстраивающий осцилляторы винтажных VCO.
Еще один нюанс – в ранних DCO фаза каждого из осцилляторов (даже если они относлись к разным голосам полифонического синтезатора) управлялась единственным clock-генератором. Это заставляло осцилляторы начинать воспроизведение всегда в едином цикле фазы. В аналоговом синтезе (в отличие от звукозаписи, в которой рассинхрон фазы крайне нежелателен) различные значения фазы приводят к разообразию и живости звучания осцилляторов. Ранние DCO, из-за отсутствия фазовых расхождений, звучали плоско и тускло.
Все эти нюансы хоть и не были до конца понятны музыкантам, однако они были понятны их уху – сухой и угловатый звук ранних DCO привел к появлению устойчивого негативного мнения относительно таких осцилляторов.
Однако, мы спешим успокоить и обрадовать вас – практически все современные аналоговые синтезаторы, оснащенные DCO, лишены всех вышеперечисленных недостатков!
DCO оснащены практически все современные аналоговые синтезаторы, имеющие память и MIDI-имплементацию, например, синтезаторы таких серьезнейших брендов как MOOG или Dave Smith Instruments.
Конечно же, ведь современный синтезатор должен отвечать требованиям времени – а значит, иметь банки памяти для сохранения пэтчей и возможность автоматизации параметров с помощью внешних секвенсоров.
Ну а присущие DCO недостатки были исправлениы засчет использования индивидуальных clock-генераторов для каждого из осцилляторов а также – высокоточной 24-битной разрядности новых ЦАП. Для управления такими модулями с помощью цифрового протокола, как правило, используется подкласс MIDI, называемый NRPN-сообщения, позволяющий мягко и плавно управлять любыми параметрами. Каждое такое сообщение имеет более 16000 варианов значения (сравните с 128 вариантами значения, присущими классическому MIDI) – благодаря этому точнная настройка высоты современных DCO стала вполне реальной.
Классический эффект «slope» также был сохранен в новых DCO – этот эффект имеется практически в каждом из современных синтезаторов от Moog или DSI. Более того, теперь мы можем выключить или включить его! При отключенном «slope» современные аналоговые синтезаторы будут иметь безукоризненную точность строя, однако стоит активировать эффект, как DCO начинают допускать небольшие случайные отклонения по высоте, приводящие к тому самому легкому дрифту высоты!
Таким образом, можно подытожить, что современные DCO-осцилляторы практически не проигрывают по качеству звучания классическим VCO. Конечно же, управление любым DCO так или иначе будет иметь некоторую дискретность, да и эффект «slope» на таких осцилляторах как правило является смоделированным. Однако, эти практически незаметные мелочи полностью окупаются возможностью сохранения пэтчей и MIDI управлением.