Включен виртуальный саундчек; проверяй. Включен параметрический EQ для гитары; проверяй. Небольшая часть частотного диапазона приподнята, чтобы добавить прозрачности голосу певца; проверяй. Добавлена реверберация; проверяй. Сохранён пресет на следующее воскресение; проверяй. Это же так легко всё сделать, как испечь пирог; ПРОВЕРЬТЕ! На самом деле переход в область цифрового микширования может быть связан с большими вложениями и затратами какого то времени на обучение. Не больше.
Обзор StudioLive
Когда я в первый раз услышал о Presonus StudioLive, я был полон надежд. Затем я увидел фотографию микшера и очень маленький LCD дисплей на нём , и я подумал «наверное в связи с этим у него меньше опций и и его сложнее использовать в работе». Я оказался неправ.
Presonus создал микшер, который ваше руководство должно рассмотреть в качестве будующей покупки. Конечно, если вы решили окунуться в область цифрового микширования. Ему не хватает некоторых фишек, как я расскажу позже, но существущие особенности, которыми владеет консоль, являются выдающимися.
Пришло время отложить ваш аналоговый микшер в сторону.
Цифровые микшеры предоставляют много преймуществ в сравнении с их аналоговыми коллега, конечно , если звуко техник знает что он делает. Это ведь всеравно что дать водителю полноприводный грузовик на заснеженной дороге. Те, кто знает как проехать в снег, будут прекрасно ориентироваться, в то время как те , кто не знает, в конце концов окажутся в канаве. Просто потому, что технологии не гарантируют вам, что они пойдут вам на пользу.
Это подводит нас к цифровым микшерам. Цифровые консоли дают вам возможность подключиться к компьютеру, чтобы работать в режиме цифровой рабочей станции. Они дают вам возможность сохранять и восстанавливать настройки. Они обеспечивают дополнительную функциональность в сравнении с аналоговыми микшерами. Проблема остается в требовании дополнительного обучения, а это не совсем то что нужно, скажем, для небольшого заведения, куда такой агрегат поставлен.
PreSonus произвела StudioLive, цифровой микшерный пульт, который предоставляет все преимущества цифровой консоли, делая его легко доступным для использования в небольших залах. Если когда то и было время, подходящее для использования цифровых микшеров, то это время настало прямо сейчас.
StudioLive предлагает :
- Легко доступный контроль при микшировании;
- Виртуальный саундчек (присутствие группы не обязательно);
- Сохранение событий и их восстановление;
- Компрессия/Гейт;
- Беспроводной контроль;
- Возможность легкой мультитрековой записи;
- Доступность управления с компьютера;
- «и более того» (всегда хотел это сказать).
Причина номер один почему StudioLive.
StudioLive используют, как они (Presonus) это называют, «fat channel». Проще говоря, если вы кликнете на канал, всё элементы управления в центре окна микшера становятся уникальными для этого канала. Вы можете просмотреть все настройки одним взглядом.
Это означает, что вы получаете физически все элементы управления посредством LED дисплея:
- Панорамирование;
- Стерео линкование;
- Реверс фазы;
- Фильтр высоких частот (регулируемый);
- 4 полосный параметрический эквалайзер (регулируемый);
- Нойс гейт/ Нотч фильтр ( отлично подходит, когда вам нужно произвести частотную коррекцию в заданном диапазоне);
- Гейтинг;
- Компрессор с регулировкой порога, коэффициента сжатия, атаки и релиза;
- Лимитер с регулировкой порога и коэффициента;
- Назначение выходов (выбор подгрупп микширования, отбор сигнала пост-EQ/пост-динамичекая обработка);
Секции для каждой регулировки легко распознать, чтобы точно знать над чем вы осуществляете контроль и как вы это делаете. Вот например версия секции эквалайзера, 16-канальная версия. Обратите внимание на 24-канальную версию выше, вы получаете отдельное окно для регулировки параметра нойс гейта.
И (я люблю эту чась) вы можете сохранить ваши установки. Предположим вы сделали все настройки и хотите их сохранить для выступления в следующее воскресение – нет проблем. Настройки сохранены! Пойдём дальше...Вы можете сохранить настройки Fat Channel для всех каналов. Отлично подходит для отсройки вокалистов.
Одна настройка не сохранена – это параметры гейта . Более подробно об этом далее.
Вы полюбите функцию fat channel и с её ручками и экраном для каждого канала. В других консолях решение этой задачи реализовано через нажатие комбинации кнопок и отдельные экраны. Если бы я выбирал межу ЖК дисплеем компьютера и раработкой fat channel, мой выбор был бы сделан в пользу последней.
Ок, ещё одна фишка функции fat channel, которая просто супер. Вы можете отключить настройки, чтобы услышать и сравнить функции до и после того как они произведены. Это отличный способ проверить то, что вы сделали по сравнению с местом откуда вы начали. Это отличный способо начать отстройки заново, если вы заметили , что звук после ваших настроек потерял в своём качестве.
Кривая обучения.
Прежде чем углубляться во все возможные особенности это звуковой консоли, я должен остановиться на моменте его изучения. В первый же раз когда я работал с консолью, я уже смог выяснить как сделать 85% процентов работы менее чем за пять минут. И это без какого либо просмотра или чтения туториалов. Несколько дней спустя я посмотрел прекрасный и бесплатный вебинар и могу честно признаться, что некоторые вещи я не смог заучить на зубок, но не имея консоли перед собой, это сделать довольно сложно.
Используя микшер впервые, вы выясните , что fat channel выполнен довольно интуитивно. Группы и посылы так же могут использовать функцию fat channel и в данном случае тоже всё довольно интуитивно и доступно. На самом деле вам нет необходимости использовать дисплей до тех пор пока вы не добавляете новый эффект или функцию сохранения/восстановления.
А что же с менее опытными звуко инженерами? Нет проблем. С Presonus StudiLive поставляются вокальные и инструментальные пресеты. Например, вы отстраиваете группу на сцене и у вас в коллективе есть ударная установка. Вы хотите сделать настройки для снейра. Вы можете применить функцию fat channel и сделать настройки, которые вам нравятся или переместиться к готовому пресету через дисплей и использовать его. Возможно, вы хотите сделать настройки по-вашему, но и для новичков иметь под рукой такие пресеты очень здорово.
Другие функции (тоже великолепны).
- Мульти-трек рекординг
- Мульти трек рекординг дает вам следующие возможности:
- Записать речь какого-нибудь оратора, например проповедника с музыкальным сопровождением;
- Записать группу. Да, вы можете вносить коррекцию в записываемый материал, что удобно при создании какого-нибудь демо CD.
- Виртуальный саунд чек! Виртуальный саунд чек позволяет делать звукоинженерам то, что было бы полезно иметь под рукой всем звукоинженерам – производить микширование в отсутствие группы. Функция позволяет записать отдельно каждый канал и затем его воспроизвести с компьтера и через микшер направить сигнал в акустические системы. Затем вы можете изменять все настройки, которые хотите до тех пор, пока у вас не получится результат , которого вы добиваетесь. Потом можно снова сохранить настройки для каждого канала. Потом, когда коллектив снова выйдет на сцену, у вас уже будут под рукой готовые настройки в пресете, который вы можете сохранить нажатием определенного сочетания клавиш.
Беспроводной контроль
Беспроводной вариант управления через iPad является простым в использовании. Его подключение позволяет иметь больше чем сам микшер в себе, за исключением того момента, когда вы пользуетесь fat channel и ставите iPad под углом 90 градусов. Не уверены что будете использовать эту функцию? Задайте своему миксу настройки и просто ходите по залу. Слышите то, что хотели бы изменить? Почему бы вам для этого не обойтись без проводов?
Когда микшер подключен к внешнему компьютеру (мак или PC), вы просто заходите в беспроводную сеть через iPad, чтобы получить доступ к микшеру. Ограничения лимитированы только возможностями доступа к Wi-Fi. Это полезно в случае, когда вы хотите ограничить доступ к сети чтобы не стать предметом шуток какого нибудь звукоинженера шутника.
Подключение компьютера.
Подключите микшер к маку или PC и используя набор инструментов из набора Presonus StudioLive , вы получаете доступ к мультитрек рекордеру, внешнему управлению, и к функции виртуального саунд чека, о которой упоминалось выше.
Программное обеспечение в комплекте.
- Capture software – мульти трек рекордер
- StudioOne Artist Software – мульти трек редактор
- Virtual StudioLive – софт для контроля через компьютер
- Virtual StudioRemote – ПО для iPad
Простота записи.
Мультитрековая запись не комплекс. Это двухшаговый процесс. Ничего делать не нужно. Просто смотрите как треки передаются на ваш компьютер через порт Firewire.
Эффекты.
Два 32-битных процессора с различными наборами эффектов на борту. Выберите ваш эффект и примените его влияние в fat channel.
Сохранение сцен.
Вы можете сохранять не только индивидуальные настройки каналов, но вы также можете сохранять сцены целиком. Представте, что вы получаете доступ к настройкам группы в считанные секунды.
Подгруппы и посылы.
Предел – это только небеса. Создавайте подмиксы для ваших посылов. Используйте посылы для целей мониторинга. Контролируйте настройки эффектов на ауксах. Всё так же через fat channel.
Что мне не нравится в StudioLive.
Настройки гейн не сохраняются.
Это может быть камнем преткновения для вас, в зависимости от использования прибора. Все эти fat channel могут быть сохранены вплоть до положения движка. Однако гейн для канала сохранен быть не может. Производитель отсылает вас к мануалу, где указывается что нужно выбрать уравновешенное положение, но это определенно не подходит для быстрого изменения сцен. Есть несколько моментов на которые вы можете взглянуть.
1.Вам врядли понадобится смена сцен, в которой не отрегулирована разница в настройках гейна, так что это небольшая проблема.
2.У вас нет необходимости в быстрой смене сцены, поэтому потратить время на настройку структуры гейна это не являетяся проблемой.
3.Вы нуждаетесь в быстрой смене сцены и тот факт, что гейн не может быть сохранен означает, что этот микшер возможно не для вас.
В случае необходимости быстрой смены сцен, вы могли бы найти какой то средний путь при настройках гейна, которые могут быть использованы для различных нужд – неоптимально, но это как то будет работать.
Ограничения в эффектах.
Эффекты в этой консоли контролируются двумя 32-битными процессорами. Это означает, что в то время когда fat channel даёт вам все виды возможного контроля каналов, эффекты используемые в канале ограничены двумя , которые вы можете выбрать. (Hall reverb & Delay например). Вы можете добавить или убавить эффекта, но вы не можете иметь например Hall-reverb и Delay на одном канале и Room-reverb и Delay на другом канале. Учитывая, что большое количество аналоговых микшеров вообще не имеют эффектов, я всё же предпочел бы взять то что есть в данном случае.
Отсутствуют моторизованные фейдеры для удаленного управления.
Я проводил дебаты по этому пункту, но всеже решил добавить этот пункт в список, т.к. наличие моторизованных Фейдеров на цифровых пультах это вопрос обсуждаемый. Их наличие позволяет лучше управлять ими дистанционно.
У Presonus StudioLive есть панель контроля, но она не работает с моторизованными фейдерами. Fat channel отображает положение Фейдеров как локаторы. Как говорят сотрудники Presonus наличие моторизованных Фейдеров удорожало бы прибор ещё где то на 1500$. Наблюдая за работой с микшером дистанционно, я смог убедиться , что функция локатора фейдера работает довольно неплохо, но тем не менее, моторизованных Фейдеров нет.
Какой StudioLive выбрать
{Product id=5420}
{Product id=5421}
{Product id=5422}
24.4.2 и 16.4.2 одинаковы за исключением того, что в 24 добавлены каналы и ваш EQ для регулировки параметров нойс гейта имеет дополнителный контроль с LED.
А вот 16.4.2 и 16.0.2 принципиально разные. 16.4.2 имеет больше преампов, больше Firewire потоков, больше эквалайзеров, большие фейдера, больше полос параметрического эквалайзера. 16.0.2 не имеют цифровых выходов, аналоговых директ аутов. 16.0.2 меньше и легче. Но берите 16.4.2 или 24.4.2 или 32.4.2 если это ваш первый цифровой микшер. 16.0.2 это всетаки первенец в линейке и он не совсем то, что нужно для работы на небольших площадках.
Вы работаете в церкви, или в школе или на другой площадке но постоянно? Если так, то не берите под этот микшер дешевый кейс. Лучше потратьте деньги на кейс про уровня. Эти кейсы имеют усиленный корпус и фиксируют механизмы. Цифровые микшеры имеют очень много чувствительных плат на борту и недорогой кейс не спасет его в случае падения и от ударов.
Итоги.
Presonus StudioLive даёт шикарные возможности контроля и микширования по очень привлекательной цене и доступности в освоении...однако, всеже он имеет некоторые недостатки, которые стоит учитывать.
Это идельный микшер? Хотелось бы сказать , что да, но я не могу этого сделать. При такой цене вы получите прекрасную функциональность. Но в то же самое время, при такой цене, вы имеете и некоторые ограничения. Существуют причины, по которым цифровые микшеры стоят 10000$ и выше, однако при цене StudioLive 3000$ и выше вы тоже можете сделать множество вещей, и сделать их хорошо.
Стоит отметить что сейчас на свет появилось новое поколение StudioLive AI, в которые производитель внёс изменения, значительно улучшающие их работоспособность. Давайте рассмотрим это новое поколение поближе на примере консоли Presonus StudioLive 32.4.2 AI
Новое в поколении AI
Итак долгожданное новое поколение консолей StudioLive AI наконец то появились на свет. Новый StudioLive AI линии предлагается в 16-, 24 - и 32-канальной версии. Цифра означает количество полноценных каналов с микрофонными предусилителя – в них и близко ничего нет наподобие «24 канала с 16 микрофонными преампами и 4 стерео входами». Всё постороено на 4 шинном дизайне.
Было достаточно просто объяснить появление 32 канальной версии популярной серии StudioLive потребностями рынка и просто расширить рамки его возможностей добавлением ещё восьми каналов и назвать это достаточным. Но компания Presonus всегда была одной из самых продвинутых в инжнерной мысли компаний и для группы их разработчиков просто «достаточно хорошо» не являлось никогда таковым, особенно когда речь шла о флагмане линейки StudioLive модели 32.4.2 AI. Все всходы новой модели оснащены функцией Active Integration (AI) dual-core computing engine, которая добавила в 64 раза больше вычислительной мощности и в 10000 раз увеличила размер оперативной памяти в сравнении со старой моделью 24.4.2.
Помимо такого «турбоннадува» в линейке , AI также выступает в качестве универсальной платформы для консоли Presonus AI серии и трансляционных линий, сочетая беспроводные и проводные линии трансляции с мощным DSP для создания единой рабочей среды.
Погружение в StudioLive 32.4.2AI
{Product id=5423}
Я должен прояснить одну вещь с самого начала. Я работал на многих аналоговых и цифровых консолях , но в несколько ином режиме нежели быстрые демонстрации и шоу, но я никогда не работал с StudioLive до этого. Было проще сделать этот небольшой обзор, если бы я заранее опробовал StudioLive AI и потом что то набросал про эту консоль. Но я хотел столкнуться с этим продуктом с нуля, так сказать, окунуться сразу в новую среду и получить какие то свежие впечатления.
Также, когда дошло до обзора новой линейки, мы остановили свой выбор на модели 32.4.2 AI стоимостью по стрит прайсу 3999$, отчасти из-за того , что она имеет 32 канала с микрофонными предусилителями XMAX, в отличие от 24- и 16- канальных моделей, а также добавляет элементы управления оборудованием для шести мьют групп и шесть, назначаемых пользователем кнопок быстрого вызова сцены, с возможностью сортировки наподобие grab-on-the-go для быстрейшего вызова желаемой сцены. Эти функции также доступны и в 24- и в 16- канальных моделях, но только с использованием программного обеспечения VSL-AI.
Также новинкой являются 4 шины для встроенных эффектов и кнопка Alt EQ/Dyn, которая позволяет пользователю создать два набора настроек fat channel для EQ/dynamics на инпутах и делает возможным быстрое сравнение звучания в режиме А/В. Помимо простоты в создании установок, последняя позволяет быстро переключаться между двумя сохраненными пресетами настроек в рамхах одного канала прямо во время представления. Так что , если ваш исполнитель переключается во время выступления между классической гитарой и банджо, у вас нет необходимости переключаться между двумя каналами, достаточно использовать один и переключится между пресетами с помощью кнопки А/В, когда вам это необходимо.
К USB 2.0 порту можно подключить USB Wi-Fi LAN адаптер, идущий в комплекте. Подключите беспроводной роутер и осуществляйте контроль без привязки к микшеру через лаптоп, IPad или iPhone. Дополнительный слот может быть снабжен dual-FireWire S800, RJ-45 Ethernet и картой со стерео выходом S/PDIF (в комплекте) или опционально картами входов/выходов на Thunderbolt, AVB или Dante. Стандартная Firewire карта поддерживает до 48 входов/34 выходов с разрешением 24 bit / 44.1/48 kHz и совместим с ASIO и Core Audio, так что присоедините ваш лаптоп со встроенным программным DAW на ваш выбор (Pro Tools, Logic, SONAR, Digital Performer, Cubase и т.д.) и созидайте. Если вы предпочитаете аналоговую маршрутизацию, то доступны сбалансированные директ инпуты для каждого входа на 4 стандартных 8 канальных D-Sub портах в 25 pin.
Чтобы подсластить пирог, в комплект со всеми моделями StudioLive AI идёт пакет бесплатного ПО, предоставленного Presonus - Studio One Artist DAW, Capture 2 multi-track live recording software и Virtual StudioLive-AI – двунаправленная программа консоли для контроля/монтажа/хранения библиотек со встроенной технологией акустических измерений Rational Acoustics' Smaart. Всё программы поддерживают как Windows, так и Mac платформы. Для любителей платформ iOS существуют приложения StudioLive Remote AI mixer control и QMix-AI ( приложение для сценического мониторинга) предлагаемые к бесплатной загрузке с Apple App Store.
Задом наперед.
Никакой тайны не скрывается и в передней панели консоли. Каждый канал имеет микрофонный вход на XLR разъёме, TRS Джек линейный вход и TRS Джек инсерт, также там расположены 4 аукс входа на разъёме TRS Джек и tape in/out на разъёмах RCA. Также на TRS реализованы ¼ дюймовые выходы аукс шины для 4 подгрупп и два выхода контрол рум – не только для работы в студии, они бывают также полезными для работы в ближнем поле , когда вы находитесь в акустически неподходящем месте , как например, на балконе. Помимо слота цифровой I/O опции ( описанной выше) для подключения дополнительных устройств , есть входы XLR в которых реализован микрофонный вход talkback, сумиирующий моно основной аутпут и основной L/R аутпут. Возле каждого из них есть поворотный регулятор подстройки. Я бы хотел ещё, чтобы они были утоплены, т.к. при настройке или при подключении консоли вполне возможно задеть эти ручки и сбить настройки.
Также есть на передней панели два стандартных ¼ TRS выхода, дублирующих мейн ауты на XLR, 4 слота выходов на D-Sub 25 pin и четвертьюймовый выход на наушники. Верхняя панель добавляет 12V BNC сокет под лампу освещения и порт USB 2.0, который прекрасно подойдёт под поключение Wi-Fi роутера. Кроме того, пользователи могут подключить роутер , используя Ethernet порт на задней панели.
StudioLive 32.4.2AI имеет встроенный блок питания с переключателем напряжения на передней панели, где также расположен разъём питания IEC и может фунционировать от напряжения от 100 до 240В. Потребление мощности максимум 200 Ватт.
И ещё некоторые опции.
На всевозможных дополнительных опциях, как кажется, не экономили. Измерители уровня довольно широкие с 16-шаговой LED индикацией. Панель с подстветкой , переключатели в мастер секции ( вы будете ими пользоваться много раз) позволяют вам менять измерители для отображения уровней отдельных каналов, входов выходов, ауксов и динамическое изменение гейна, но эта опция также доступна в основной части fat channel чтобы отображать параметры эквалайзеров, лимитеров, компрессоров, гейтов, ВЧ-фильтра и широкой индикации бортового 31-полосного эквалайзера , который может быть применен к любому ауксу или к основным выходам.
В рамках fat channel (легко выбираемого для каждого инпута) возможен контроль за реверсом фазы, панорамой, 4-полосным параметрическим эквалайзером с назначаемой частотной полосой и добротностью, гейтом с назначаемым порогом, коэффициентом, атакой и релизом и работающим в режимах soft или hard knee, компрессором с регулированием порога, коэффициента, атаки и релиза также в режимах soft или hard knee, также как и за кнопками channel link.
Также на борту есть 4 программируемых DSP машины эффектов – две с реверберацией и две с дилеем, всё маршрутизируется в их собственной внутренней FX шине. Включены 50 эффектов, в основном все необходимые, полезные пресеты, с множеством имитаций помещений, плейтов и дилеев. Но некоторые необходимые для меня, я не нашел. Конечно, есть возможность подгрузить эффект, воспользовавшись внешнй обработкой через 14 аукс шин и получить именно тот звук , который вам нужен или вы можете воспользоваться коллекцией плагинов Studio One используя порт Firewire.
Впечатления.
С микшером размером 31,6х21,3 дюйма есть возможность много чего контролировать, не будучи стесненным в средствах. Использования переключателей с подсветкой впечатляет - вы всегда знаете что происходит с первого взгляда. Почти каждый элемент управления находится именно там, где вы ожидаете его увидеть; в самом деле поверхность управления очень аналоговая по своей природе. В первый раз используя StudioLive 32.4.2A, я не знал, чего ожидать, но я был готов к полноценной работе уже в считанные минуты. Нет никаких скрытых слоёв или трудностей с нахожденим функций.
Планировка проста и логична. В самом деле этот прибор в управлении даже проще, чем некоторые аналоговые консоли с которыми я работал. Я практически не пользовался мануалом, разве что когда это касалось настройки соединения с Wi-Fi. Консоль очень быстрая в работе и превосходна для работы в быстро развивающимся производстве. Едиственным недостатком является отсутствие моторизованных Фейдеров, хотя присутствует режим локации Фейдеров. Но я микшировал тысячи выступлений не используя эту особенность, а особенно эта опция не обязательна в устройстве , где нет необходимости рыться в слоях для поиска нужной функции, такая необходимость возникает реже редкого.
Качество звука превосходное, особенно при работе в 48 кГц – да, было бы неплохо работать и в 96 кГц, но для аудитории эта разница абсолютно неважна. Предусилители XMAX звучат чисто и сбольшим запасом; эквалайзер очень музыкален и дает эффект даже лучше чем я ожидал. Эргономика консоли первоклассная и чувствуется, что конструкция исполнена тоже на самом высшем уровне. Но сила консоли проявляется в общем пакете, с гибкостью в записи (включая виртуальный саунд чек) и мощностью контроля через iPad приложения и Virtual StudioLive-AI, особенно впечатлил встроенный спектрограф. Короче говоря, вы конечно могли бы найти вариант и дешевле на 32 канала для лайв микширования, но я думаю, вам было бы сложно подобрать вариант с универсальностью и мощностью StudioLive 32.4.2AI за такую же цену.